Подземные субмарины (субтеррины) СССР и Третьего рейха

Субтеррина схема
Субтеррина в разрезе

В преддверии Второй мировой войны ведущие страны мира, среди которых была нацистская Германия (Третий рейх) и Советский Союз, создавали мощные виды суперсовременных на то время видов вооружений. Конструкторам ставились конкретные задачи: разработка новых видов наступательного оружия, способного поражать цели, расположенные на территории предполагаемого противника. И это им удалось.

В СССР были созданы эффективные виды сухопутных и воздушных средств ведения боя (средний танк Т-34-76, тяжелый танк ИС-3 «Иосиф Сталин», штурмовой самолёт Ил-2, артиллерийская пушка ЗИС-3 и залповая реактивная установка БМ-13 «Катюша»). Германия также отмечена значительными успехами (средний танк «Пантера», сверхтяжёлый танк Pz-VI «Королевский Тигр», большая подводная лодка 3 серии U-Boat War, пикирующий бомбардировищик Fokkevulf-190 и реактивный истребитель Messerschmitt Me-262).

Однако существовали закрытые проекты, о существовании которых никто и не догадывался. Речь идет о так называемых субтерринах – подземных лодках, которые, будучи сгруженными с сухогрузов в прибрежных водах, вблизи береговой линии противника, вгрызались в морское дно и прокладывали себе путь под землёй, действуя, словно крот. Впрочем, в основе кинематики движений подземного аппарата был заложен принцип движения крота. И немецкие и советские конструкторы, разрабатывающие проекты подземных субмарин, отталкивались от уже имеющейся секретной конструкции субтеррины советского инженера А. Требелева, который тайно исчез из Советского союза в 30-х годах и вскоре был замечен в Берлине, в департаменте SD SS.

Техническая документация (чертежи, схемы, кальки и эскизы) стали достоянием SD (внешнеполитическая разведка под управлением Вальтера Шелленберга, бригадефюрера SS), после чего инженер фон Верн (по другим источникам — фон Вернер), на основе чертежей А. Требелева, создал собственную конструкцию подземного челнока, назвав его Subterrine. Его лодка могла двигаться и в водной среде, и в земной, причем, максимальная крейсерская скорость была на уровне 7 км/ч. Субтеррина немецкого инженера несла 300 кг боевого заряда и состояла из 5 членов экипажа, кроме которых, в ней находились и десантники.

Данный проект был одобрен и Адольфом Гитлером и Генрихом Гиммлером, рейсхфюрером СС, подразделения которого особо охраняли засекреченный проект. Однако, вследствие того, что Герман Геринг, руководитель германских ВВС – Luftvaffe, настоял на том, чтобы финансирование, в первую очередь, обеспечивало разработку истребительной авиации, до реализации проекта Subterrine дело не дошло, хотя Гитлер ранее предполагал использовать подземные лодки при проведении масштабной боевой операции «Морской лев», в ходе которой крупные силы морского десанта должны были высадиться на Британские острова, причем субтерринам уделялась в этой операции определённая роль. Они должны были заранее проникнуть вглубь территории Британии и обеспечить блокирование береговых укреплений англичан.

Кроме секретного проекта Subterrine, разработанного при поддержке сбежавшего в Германию советского инженера А. Требелева, следующим, более серьёзным проектом, был эшелонированный подземный многокорпусный аппарат Midgard Schlange («Змей Мидгарда»), созданного для поражения приграничных фортификационных сооружений Бельгии и Франции, граничащих с третьим рейхом. Этот аппарат, согласно технической записке, прилагаемой к чертежам, имел следующие характеристики: скорость передвижения под землёй – до 2 км/ч в твёрдом грунте, до 10 км/ч в мягких грунтах, максимальное погружение в мягкий грунт – до 100 м.

Конструкция данной системы предусматривала несколько спаренных между собой корпусов (двигательный отсек, помещения для экипажа, для десанта, цистерны с топливом). Подземный поезд составлялся из шести секций, каждая из которых имела длину 6 метров. Передний отсек имел четыре бура, причем каждый длиной 1,5 м. Экипаж состоял из 30 механиков, управляющих 12 парами рулей, а все вагоны подземного поезда имели гусеничный ход. Точных данных о том, был ли изготовлен хотя бы опытный экземпляр проекта Midgard Schlange, неизвестно, но в архивах исторического музея ВОВ есть рапорт, составленный сотрудником особого отдела СМЕРШ, в котором указывается на чрезвычайно широкие и глубокие штольни, возле которых были обнаружены взорванные элементы неизвестной машины, состоящей, из нескольких спаренных секций. В ходе осмотра всех близлежащих помещений была обнаружена техдокументация на немецком языке.

Позднее, захваченные чертежи и фотографии были переданы руководителю СМЕРШ генералу В. Абакумову, который привлек к работе с трофейными чертежами и материалами советских профессоров Г. Бабата и Г. Покровского, однако каких-либо достижений они не добились.

Лишь в 60-х годах в СССР был реанимирован проект по созданию подземных субтеррин. Он получил название «Боевой крот», его куратором был лично Никита Сергеевич Хрущёв, первый секретарь ЦК КПСС СССР. Проект «Боевой крот» имел предназначение окружить всю береговую линию США и нанести удары с использованием атомного оружия.

Аппарат модели 1964 года представлял собой титановую конструкцию длиной 4 метра со следующими техническими характеристиками: количество алмазных буров – 1, диаметр корпуса субтеррины- 35 м, скорость движения под землёй – от 7 км/ч, до 15 км/ч. В движение аппарат приводился атомным реактором.

После постройки первого образца «Крота» он испытывался в землях Ростовской области, в Подмосковье (в качестве демонстрации для Никиты Хрущёва). Однако, при испытаниях на скальных грунтах Урала, во время проникновения на глубину до 15 метров в скальную породу произошёл перегрев бура и скальных пород, что вызвало резкое повышение температуры в бортовом атомном реакторе и привело к взрыву конструкции. Экипаж (5 человек) погиб. Вскоре после этого проект был закрыт.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.