Танки Второй мировой войны

После Первой мировой войны, показавшей важность танков, этот вид боевой техники стал очень популярным – во многих странах танки либо конструировали и производили самостоятельно, либо закупали у других государств. В итоге во Второй мировой войне танки активно применялись с самого начала, существенно влияя на исход сражений.

Танки СССР

Легкие и малые Средние Тяжелые САУ
  • Т-37А, Т-38 и Т-40 – плавающие танки, единственные подобные машины во Второй мировой войне;
  • Танки линейки БТ – БТ-2, БТ-5 и БТ-7;
  • Т-18, модернизация танка МС-1, «Русский Рено»;
  • Т-26 с одной и двумя башнями;
  • Т-50 – один из лучших легких танков войны;
  • Т-60, Т-70 и Т-80 – следующие друг за другом модернизации танка Т-40, уже не являющиеся плавающими танками.
  • Т-28 – танк, разработанный еще в 1933 году, и к Второй мировой изрядно устаревший. В дальнейшем был переработан в Т-29;
  • Т-34 и его модификация Т-34-85 – легендарная машина, признанная едва ли не лучшим танком Второй мировой войны;
  • Т-44 – танк, выпущенный уже ближе к концу войны. Являлся не развитием Т-34, а машиной нового поколения – средним по массе, но тяжелым по бронированию и вооружению.
  • Т-35 – многобашенный танк, олицетворявший в свое время силу Советского Союза, активно использовавшийся на парадах. Ко Второй мировой уже несколько устарел;
  • Танки линейки КВ – КВ-1, КВ-2, КВ-1С  и КВ-85. Первые действительно эффективные и хорошо бронированные тяжелые танки;
  • ИС-1, ИС-2 и ИС-3 – тяжелые танки с мощным вооружением, созданные в ответ на выведение немцами на поле боя «Тигра».
  • СУ-76М – легкая САУ на базе танка Т-70;
  • СУ-76И – легкая САУ на базе немецкого танка Т-III;
  • СУ-122, СУ-85 и СУ-100 – САУ, созданные на базе танка Т-34;
  • СУ-152 – машина на базе танка КВ-1С, спроектированная и изготовленная в виде опытного образца всего за 25 суток;
  • ИСУ-152 и ИСУ-122 – САУ на основе танка ИС-1, «истребители танков». ИСУ-152 называли «Зверобоем» за ее эффективность против немецких машин, имевших «звериные» названия;
  • ЗСУ-37 – зенитная САУ для защиты танковых частей от воздушных ударов.

Перед началом Второй мировой войны у СССР были самые мощные бронетанковые силы во всем мире. На вооружении Красной армии имелось 23 000 легких, средних и тяжелых танков, причем последних пока не было ни у одного государства, не считая устаревшие французские тяжелые танки. Также у СССР был огромный парк плавающих танков, которых тоже не было ни у одной армии мира и уже в то время на вооружении стояло порядка 1 500 новых танков КВ-1, КВ-2 и Т-34, 90% которых дислоцировались на западной границе. У Германии на начало Великой отечественной в нападении приняло участие более 3 300 танков.

11 000 танков Красной армии было потеряно в первые недели войны. К 22 июня структурная реорганизация Красной армии не бала завершена. Танковые соединения располагались друг от друга на большом расстоянии. Сказалось отсутствие скоординированных действий, отсутствие достоверных донесений разведки, нехватка достаточного количества обученных экипажей, проблемы с поставками ГСМ и снарядов.

Но тем не менее, новые танки СССР поразили наступающую Германию. Особенно выделялись танки серии КВ – единственные в мире на тот момент серийные тяжелые танки, которые вобрали в себя опыт разработки многих опытных тяжелых танков, таких, например, как СМК и Т-100.

КВ-1 - первый серийный тяж СССР фото
КВ-1 — первый серийный тяж СССР

Однако сила советской армии была не только в тяжелых танках. Очень важную роль в сражениях играли средние танки, которых у СССР тоже было очень много, причем зачастую они превосходили зарубежные аналоги. Совершенно особую роль в войне сыграл средний танк Т-34, и его модификация Т-34-85. Этот танк был не только самым массовым, но и, по оценкам советских и зарубежных экспертов, самым лучшим танком Второй мировой войны.

Т-34 - главный танк Второй мировой
Т-34 — главный танк Второй мировой

Было в СССР немало и легких танков, причем как довоенных, так и произведенных и разработанных уже во Вторую мировую. Правда, в этой войне легкие танки уже неспособны были справиться со многими задачами, однако при их грамотном использовании они оказывали серьезную поддержку пехоте. Из советских легких танков особенно выделялся Т-50, признанный одним из лучших легких танков того времени. Однако его было выпущено очень мало по многим причинам, и гораздо активнее Красной армией применялись Т-60 и Т-70.

Т-70 - советский легкий танк
Т-70 — советский легкий танк

Также стоит сказать о Т-37А, Т-38 и Т-40 – единственных во Второй мировой плавающих танках. К сожалению, в основном их применяли просто как легкие танки, хотя известны и случаи их применения по назначению, то есть для форсирования водных преград.

Плавающий танк Т-40
Плавающий танк Т-40

Также стоит отметить, что лишь у СССР и у Германии  на вооружении состояли современные САУ.

В целом можно сказать, что во Вторую мировую СССР обладала самым обширным и, без сомнения, самым мощным танковым парком во всем мире. Кроме того, советские конструкторы очень быстро реагировали на усовершенствование вражеской техники, тут же выпуская новые, более прочные танки с увеличенной огневой мощью.

Танки Германии

Легкие Средние Тяжелые САУ
Pz.Kpfw.I;

Pz.Kpfw.II;

Pz.Kpfw. II Ausf. L ‘Luchs’

PzKpfw III, или Т-III, созданный для замены Pz-I;

PzKpfw IV – достаточно популярный массовый средний танк;

«Пантера» — самый совершенный немецкий средний танк времен Второй мировой. Некоторые считают его лучшим танком войны вообще, однако у него был один недостаток – технически сложное производство.

PzKpfw VI «Tiger» и Pz.Kpfw. VI Ausf. B «Tiger II», созданные на его основе с некоторыми модернизациями;

«Маус» — сверхтяжелый танк.

Panzerjager – первая немецкая САУ, сделанная на шасси Т-I;

Мардер I – основная противотанковая артиллерия немцев во Второй мировой войне. Также были выпущены Мадрер II и III и Мардер 38;

Хетцер – истребитель танков с эффективным вооружением, небольшим весом и сильным бронированием;

Ягдпантера – истребитель танков на базе «Пантеры»;

Ягдтигр – истребитель танков на базе «Королевского Тигра»;

Ягдпацер 4;

Фердинанд, или Элефант – чрезвычайно эффективный на длинных дистанциях истребитель танков;

Веспе – САУ на базе T-II;

Хуммель;

Вирбельвинд – зенитная САУ;

Штуг III – штурмовое орудие на базе танка Pz-III (Т-III);

Бруммбер – штурмовое орудие на базе танка Т-IV.

Второй «танковой державой» во Второй мировой войне была Германия. В Первой мировой Германия немного опоздала с созданием танков, да и после окончания войны в связи с ограничениями Версальского договора их стали массово разрабатывать и производить только после 1933 года.

Танков в Германии производилось не так много, как в СССР, однако они неплохо оснащались и использовались весьма эффективно, что порой позволяло одерживать победы даже над превосходящими силами противника.

На начальном этапе войны у немецкой армии не было тяжелых танков. Зато, в отличие от других стран (кроме СССР), у немцев с самого начала войны были САУ – первой из них стала Panzerjager, а позже стали появляться весьма совершенные машины, некоторые из которых делали на базе тяжелых танков. Самой известной немецкой САУ стал Фердинанд – мощный истребитель танков, весьма опасный в ближнем бою, хотя их и было выпущено немного.

Немецкая САУ Фердинанд
Немецкая САУ Фердинанд

Было у Германии немало средних танков, самыми совершенными из которых считались Panzer III и вскоре вытеснивший его Pz.IV, которые в ходе войны много раз модернизировались. В 1941 немецкие танки, хотя среди них и не было тяжелых машин и танков, подобных Т-34, сумели нанести Красной Армии серьезный ущерб. Тем не менее, еще очень долго немецкие танки не могли бороться на равных с нашими тяжелыми и средними танками.

Pz.IV
Pz.IV

Все немного изменилось с появлением у Германии тяжелых танков «Тигр» и средних танков «Пантера», и до появления у СССР танков серии ИС немецкие машины успешно справлялись с большинством советских танков, оставаясь для них практически непробиваемыми. Однако СССР быстро отреагировал на появление новых машин, используя против них САУ и выпустив мощные ИСы.

Тяжелый немецкий танк Тигр
Тяжелый немецкий танк Тигр

В итоге по поводу немецкой техники можно сказать, что ее сила была не в количестве и техническом совершенстве, а в грамотном применении и распределении в армии. Однако в итоге этого оказалось недостаточно для успешного противостоянии советским танкам.

Танки Франции

Легкие Средние Тяжелые
Renault R35, уже устаревший к началу Второй мировой;

«Гочкис» Н-35, практически аналогичный танку «Рено».

Рено Д-2 – модификация довоенного танка Рено Д-1;

Somua S35.

В1, созданный еще до войны вместе с первыми танками Рено.

После окончания Первой мировой у Франции был самый обширный танковый парк в мире, а также один из лучших танков того времени — Renault FT-17. Однако когда Первая мировая закончилась, танкостроение во Франции замерло, и новых машин выпустили всего 280 – пресекались все попытки оснастить армию бронетехникой.

Французский Н35
Французский Н35

На начало войны у Франции в основном были только устаревшие легкие машины R 35 и H35. Был у французов и более совершенный танк S-35, однако его применяли не слишком широко. Также во французской армии был тяжелый танк В-1 – очень защищенная, но сильно устаревшая машина.

Разбитый французский В1
Разбитый французский В1

В итоге танков во Франции к наступлению Германии было очень мало, а использовали их чрезвычайно неумело, из-за чего большинство машин было подбито или захвачено немцами.

Танки Англии

Первый в мире танк был построен именно в Великобритании, однако после Первой мировой Англия свое первенство утратило. Поскольку страна располагалась на островах, особой необходимости в танках у англичан не было. Их танки были весьма несовершенны по сравнению с немецкой и советской техникой, а также долгое время из вооружения у них были только пулеметы, что было уже недопустимо во Второй мировой. Кроме того, многие уже современные танки имели существенные недостатки старых машин – например, машина «Черчилль» с гусеницами, охватывавшими весь корпус. В саму войну танков было произведено очень мало, и они были также несовершенно, а зачастую их вообще не применяли на фронте.

Английский Черчилль
Английский Черчилль

Танки  США

Легкие Средние Тяжелые САУ
М3 и М5 «Стюарт». Результаты развития «кавалерийского» М1 и легкого М2А4;

М22 «Локаст» — авиадесантный танк;

М24 «Чаффи» — так для использования в разведке и авиадесантных войсках.

М3 «Грант» — первый американский средний танк;

М4 «Шерман» — главный танк сначала США, а затем и Великобритании.

М6 – малосерийный танк, выпускавшийся в начале войны;

М26 «Першинг» — танк, имевший вес тяжелого танка и боевые характеристики среднего, из-за чего многие относят его к средним танкам.

М7 «Прист»;

М8 «Скотт»;

М10 «Вульверин»;

М18 «Ведьма»;

М19;

М36 «Слаггер»;

М37;

М40 «Длинный Том»;

М43.

К началу Второй мировой у США было очень мало танков, поскольку в них попросту не было необходимости. Тем не менее, когда американцы поняли необходимость танков, они быстро развернули производство, сконструировав достаточно  хороший средний танк Шерман.

Американский Шерман
Американский Шерман

В основном американские машины сражались на территории Европы. Активнее всего американские танки использовались против японских, а также в Нормандии, причем там использовались еще и легкие истребители танков M18 и Wolverine. Правда, практически все американские танки существенно уступали немецким, что заметно ограничивало возможности их применения.

Танки Японии

Легкие Средние САУ
Ка-Ми – легкий плавающий танк;

Ха-Го;

Тип 92, малый танк;

Те-Ке – малый танк.

Чи-Ха, Тип 97;

Чи-Хе – усовершенствованный Чи-Ха;

Хо-Ни на базе танка Чи-Ха;

До Второй мировой Япония в основном только закупала и исследовала зарубежные танки. В 20-30-х годах было разработано несколько машин, однако Япония сильно отставала как от СССР и Германии, так и даже от США, да и танков здесь выпускалось совсем немного. Одной из наиболее совершенных машин был танк Чи-Хе и его модификация Чи-Ну. Также была создана САУ на базе Чи-Хе. Активно японцы применяли танки только против американцев, правда, безуспешно.

Японский танк Чи-Хе
Японский танк Чи-Хе

Танки Италии

Легкие Средние САУ
Carro CV3/33 – танкетка, практически идентичная британской Карден-Лойд;

Fiat L6/40;

М-11/39;

М-13/40

L40 – САУ на базе L6/40;

М-42 – САУ на базе М-13/40.

В начале 30-х годов у Италии не было развитой танковой промышленности и более-менее современных танков, однако такие танки были чрезвычайно нужны. Для их создания у будущих противников закупили танкетку МKVI, модернизировали ее и стали выпускать под именем  С-V-29. Затем появились С-V-33 и С-V-35 (L3/35), которые назывались танками, но фактически были танкетками.

В 1939 году в производство запустили  М11/39, годом позже —   М13/30, а в ходе войны еще две машины —  М14 и М15. Последние относили к классу средних танков, хотя фактически они были легкими.

В итоге в начале Второй мировой у итальянцев было около полутора тысяч танков, но их боевая мощность была чрезвычайно низкой. До капитуляции в 1943 итальянская промышленность выпустила 2300 машин, но в бою они были малоэффективны и применялись неумело, так что особой роли в сражениях не сыграли.

Танки других государств

Другие страны также активно участвовали во Второй мировой, однако своих танков у них в то время практически не было. Танки закупались у других стран и активно модернизировались.

comments powered by HyperComments
Шутило Андрей
2016-07-05 09:08:44
Супер очень интересно читать историю танков второй мировой🚺🚺🚺
Temnik
2017-05-12 17:06:18
Сведения не достоверны. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%C2%AB%D0%91%D0%B0%D1%80%D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B0%C2%BB#.D0.A1.D0.A1.D0.A1.D0.A0