БТ-5 — Советский легкий танк

БТ-5 в музее в Кировске

БТ-5 в музее в Кировске

История создания

БТ-2, созданный на базе танка М.1940, или «Кристи», имел множество положительных качеств. Хотя «Кристи» и был скорее опытным шасси, собранным рабочими, он обладал высокой подвижностью и относительной простотой производства, что было необходимо для его успешного применения. Тем не менее, танк для своего создания требовал высококвалифицированного труда, а его пробиваемость не соответствовала заявленным требованиям. В связи с этим было решено внести в конструкцию БТ-2 целый ряд существенных изменений, начиная от размеров башни и заканчивая установкой нового оборудования.

БТ-2 со всеми внесенными изменениями был назван БТ-5, и уже в 1933 году его приняли на вооружение.

Тактико-технические характеристики танка (ТТХ)

Общая информация

  • Классификация – легкий танк;
  • Боевая масса – 11,5 т;
  • Компоновочная схема – классическая;
  • Экипаж – 3 человека;
  • Количество выпущенных – 1836 штуки.

Размеры

  • Длина корпуса – 5580 мм;
  • Ширина корпуса – 2230 мм;
  • Высота – 2230 мм;
  • Клиренс – 350 мм.

Бронирование

  • Лоб корпуса – 13 мм;
  • Борт корпуса – 13 мм;
  • Корма корпуса – 10 мм;
  • Днище – 6 мм;
  • Крыша корпуса – 10 мм;
  • Лоб башни – 13 мм;
  • Маска орудия – 13 мм;
  • Борт башни – 13 мм;
  • Корма башни – 13 мм;
  • Крыша башни – 10 мм.

Вооружение

  • Калибр и марка пушки — 45-мм 20-К обр. 1937 г.;
  • Тип пушки – нарезная;
  • Длина ствола – 46 калибров;
  • Боекомплект пушки – 115;
  • Углы ГН: -8…+25 градусов;
  • Прицелы — телескопический ТОП обр. 1930 г, перископический ПТ-1 обр. 1932 г.;
  • Пулемет —  7,62-мм ДТ.

Подвижность

  • Тип двигателя — V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения М-5;
  • Мощность двигателя – 400 л.с.;
  • Скорость по шоссе – 52 км/ч на гусеницах, 72 км/ч на колесах;
  • Запас хода по шоссе – 150 км на гусеницах, 200 км на колесах;
  • Удельная мощность — 34,8 л.с./т;
  • Колёсная формула — 8×2/2;
  • Тип подвески — подвеска Кристи;
  • Удельное давление на грунт — 0,65 кг/см²  на гусеницах; 5,65 кг/см²  на колёсах;
  • Преодолеваемый подъём – 37 градусов;
  • Преодолеваемая стенка – 0,55 м;
  • Преодолеваемый ров – 2 м;
  • Преодолеваемый брод – 0,9 м.

Модификации

  • БТ-5РТ – танк с радиостанцией 71-ТК-1, использовавшийся для командования. Из-за антенн был сильно заметен на поле боя, из-за чего его выводили из строя в первую очередь;
  •     БТ-5/В-2 – экспериментальный танк с дизельным двигателем;
  • РБТ-5 – ракетный танк;
  • ХБТ-5 – химический танк;
  • БТ-5ПХ – танк подводного хождения.

Применение в бою

Впервые БТ-5 были применены в 1936-1939 году в Испании, в гражданскую войну. Тогда несколько танков были отправлены на помощь республиканцам вместе с советскими добровольцами. Из-за несогласованности действий танков и пехоты в первом же бою было потеряно 16 машин. После этого танки несколько раз применялись в других боевых действиях, и особенно хорошо проявили себя при штурме Теруеля.

Также БТ-5 участвовали в боях у озера Хасан в 1938 году. Танки использовали в первую очередь для поддержки атаки. Из-за вязкого грунта многие танки застряли, другие стали легкой мишенью для артиллерии. Несмотря на это, танки оказали огромное влияние на ход сражения. БТ-5 активно использовались и в другом сражении против японцев – в битве у реки Халхин-Гол.

В ходе всех этих сражений БТ-5 показали себя с хорошей стороны, однако они существенно уступали БТ-7, да и огневая мощь всех БТ в целом становилась уже недостаточной для эффективного ведения боевых действий.

БТ-5 активно использовали в ходе Освободительного похода в Западную Украину и Белоруссию во время Второй мировой войны. Особенно широко их использовали в Украине, так как Белоруссии в основном сражались БТ-7. Применялись они и в Зимней войне, однако из-за неумелых действий принесли не так много пользы, как могли бы.

К началу Великой Отечественной войны на вооружении Красной Армии находилось около 1700 БТ-5, прием некоторые из них требовали ремонта. Они участвовали сражениях на Юго-Западном фронте, а также в ряде других операций.

В 1945 году БТ-5 участвовали в сражении с Квантунской армией, а в августе того же года их быстроходность использовали в степях Монголии.

После ВОВ в учебных заведениях осталось 23 танка.

БТ-5 стал одним из немногих танков межвоенного периода, которые активно эксплуатировались в ходе Великой Отечественной войны. Несмотря на множество недостатков, благодаря своей маневренности и скорости они часто оказывались очень полезны в бою, иногда изменяя ход сражения в лучшую сторону.

Память о танке

Сегодня сохранилось восемь экземпляров БТ-5:

  • В Бронетанковом музее в Кубинке;
  • В городе Кировск Ленинградской области. Танк был поднят из Невы и установлен на постамент;
  • В городе Борзя;
  • В музее города Читы;
  • Оставшиеся экземпляры расположены в разных городах Монголии как памятники.

Фотографии танка

Танк в культуре

БТ-5 можно увидеть в нескольких компьютерных играх:

Также БТ-5 и БТ-7 можно увидеть в фильме «Трактористы», когда Клим Ярко объясняет, «что такое танки».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.