Содержание
БТ-5 в музее в Кировске
История создания
БТ-2, созданный на базе танка М.1940, или «Кристи», имел множество положительных качеств. Хотя «Кристи» и был скорее опытным шасси, собранным рабочими, он обладал высокой подвижностью и относительной простотой производства, что было необходимо для его успешного применения. Тем не менее, танк для своего создания требовал высококвалифицированного труда, а его пробиваемость не соответствовала заявленным требованиям. В связи с этим было решено внести в конструкцию БТ-2 целый ряд существенных изменений, начиная от размеров башни и заканчивая установкой нового оборудования.
БТ-2 со всеми внесенными изменениями был назван БТ-5, и уже в 1933 году его приняли на вооружение.
Тактико-технические характеристики танка (ТТХ)
Общая информация
- Классификация – легкий танк;
- Боевая масса – 11,5 т;
- Компоновочная схема – классическая;
- Экипаж – 3 человека;
- Количество выпущенных – 1836 штуки.
Размеры
- Длина корпуса – 5580 мм;
- Ширина корпуса – 2230 мм;
- Высота – 2230 мм;
- Клиренс – 350 мм.
Бронирование
- Лоб корпуса – 13 мм;
- Борт корпуса – 13 мм;
- Корма корпуса – 10 мм;
- Днище – 6 мм;
- Крыша корпуса – 10 мм;
- Лоб башни – 13 мм;
- Маска орудия – 13 мм;
- Борт башни – 13 мм;
- Корма башни – 13 мм;
- Крыша башни – 10 мм.
Вооружение
- Калибр и марка пушки — 45-мм 20-К обр. 1937 г.;
- Тип пушки – нарезная;
- Длина ствола – 46 калибров;
- Боекомплект пушки – 115;
- Углы ГН: -8…+25 градусов;
- Прицелы — телескопический ТОП обр. 1930 г, перископический ПТ-1 обр. 1932 г.;
- Пулемет — 7,62-мм ДТ.
Подвижность
- Тип двигателя — V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения М-5;
- Мощность двигателя – 400 л.с.;
- Скорость по шоссе – 52 км/ч на гусеницах, 72 км/ч на колесах;
- Запас хода по шоссе – 150 км на гусеницах, 200 км на колесах;
- Удельная мощность — 34,8 л.с./т;
- Колёсная формула — 8×2/2;
- Тип подвески — подвеска Кристи;
- Удельное давление на грунт — 0,65 кг/см² на гусеницах; 5,65 кг/см² на колёсах;
- Преодолеваемый подъём – 37 градусов;
- Преодолеваемая стенка – 0,55 м;
- Преодолеваемый ров – 2 м;
- Преодолеваемый брод – 0,9 м.
Модификации
- БТ-5РТ – танк с радиостанцией 71-ТК-1, использовавшийся для командования. Из-за антенн был сильно заметен на поле боя, из-за чего его выводили из строя в первую очередь;
- БТ-5/В-2 – экспериментальный танк с дизельным двигателем;
- РБТ-5 – ракетный танк;
- ХБТ-5 – химический танк;
- БТ-5ПХ – танк подводного хождения.
Применение в бою
Впервые БТ-5 были применены в 1936-1939 году в Испании, в гражданскую войну. Тогда несколько танков были отправлены на помощь республиканцам вместе с советскими добровольцами. Из-за несогласованности действий танков и пехоты в первом же бою было потеряно 16 машин. После этого танки несколько раз применялись в других боевых действиях, и особенно хорошо проявили себя при штурме Теруеля.
Также БТ-5 участвовали в боях у озера Хасан в 1938 году. Танки использовали в первую очередь для поддержки атаки. Из-за вязкого грунта многие танки застряли, другие стали легкой мишенью для артиллерии. Несмотря на это, танки оказали огромное влияние на ход сражения. БТ-5 активно использовались и в другом сражении против японцев – в битве у реки Халхин-Гол.
В ходе всех этих сражений БТ-5 показали себя с хорошей стороны, однако они существенно уступали БТ-7, да и огневая мощь всех БТ в целом становилась уже недостаточной для эффективного ведения боевых действий.
БТ-5 активно использовали в ходе Освободительного похода в Западную Украину и Белоруссию во время Второй мировой войны. Особенно широко их использовали в Украине, так как Белоруссии в основном сражались БТ-7. Применялись они и в Зимней войне, однако из-за неумелых действий принесли не так много пользы, как могли бы.
К началу Великой Отечественной войны на вооружении Красной Армии находилось около 1700 БТ-5, прием некоторые из них требовали ремонта. Они участвовали сражениях на Юго-Западном фронте, а также в ряде других операций.
В 1945 году БТ-5 участвовали в сражении с Квантунской армией, а в августе того же года их быстроходность использовали в степях Монголии.
После ВОВ в учебных заведениях осталось 23 танка.
БТ-5 стал одним из немногих танков межвоенного периода, которые активно эксплуатировались в ходе Великой Отечественной войны. Несмотря на множество недостатков, благодаря своей маневренности и скорости они часто оказывались очень полезны в бою, иногда изменяя ход сражения в лучшую сторону.
Память о танке
Сегодня сохранилось восемь экземпляров БТ-5:
- В Бронетанковом музее в Кубинке;
- В городе Кировск Ленинградской области. Танк был поднят из Невы и установлен на постамент;
- В городе Борзя;
- В музее города Читы;
- Оставшиеся экземпляры расположены в разных городах Монголии как памятники.
Фотографии танка
Танк в культуре
БТ-5 можно увидеть в нескольких компьютерных играх:
- Operation Flashpoint: Resistance, в модификации «Освобождение 1941-45»;
- Многопользовательская игра WarThunder.
Также БТ-5 и БТ-7 можно увидеть в фильме «Трактористы», когда Клим Ярко объясняет, «что такое танки».