БТ-5 — Советский легкий танк

БТ-5 в музее в Кировске

БТ-5 в музее в Кировске

История создания

БТ-2, созданный на базе танка М.1940, или «Кристи», имел множество положительных качеств. Хотя «Кристи» и был скорее опытным шасси, собранным рабочими, он обладал высокой подвижностью и относительной простотой производства, что было необходимо для его успешного применения. Тем не менее, танк для своего создания требовал высококвалифицированного труда, а его пробиваемость не соответствовала заявленным требованиям. В связи с этим было решено внести в конструкцию БТ-2 целый ряд существенных изменений, начиная от размеров башни и заканчивая установкой нового оборудования.

БТ-2 со всеми внесенными изменениями был назван БТ-5, и уже в 1933 году его приняли на вооружение.

Тактико-технические характеристики танка (ТТХ)

Общая информация

  • Классификация – легкий танк;
  • Боевая масса – 11,5 т;
  • Компоновочная схема – классическая;
  • Экипаж – 3 человека;
  • Количество выпущенных – 1836 штуки.

Размеры

  • Длина корпуса – 5580 мм;
  • Ширина корпуса – 2230 мм;
  • Высота – 2230 мм;
  • Клиренс – 350 мм.

Бронирование

  • Лоб корпуса – 13 мм;
  • Борт корпуса – 13 мм;
  • Корма корпуса – 10 мм;
  • Днище – 6 мм;
  • Крыша корпуса – 10 мм;
  • Лоб башни – 13 мм;
  • Маска орудия – 13 мм;
  • Борт башни – 13 мм;
  • Корма башни – 13 мм;
  • Крыша башни – 10 мм.

Вооружение

  • Калибр и марка пушки — 45-мм 20-К обр. 1937 г.;
  • Тип пушки – нарезная;
  • Длина ствола – 46 калибров;
  • Боекомплект пушки – 115;
  • Углы ГН: -8…+25 градусов;
  • Прицелы — телескопический ТОП обр. 1930 г, перископический ПТ-1 обр. 1932 г.;
  • Пулемет —  7,62-мм ДТ.

Подвижность

  • Тип двигателя — V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения М-5;
  • Мощность двигателя – 400 л.с.;
  • Скорость по шоссе – 52 км/ч на гусеницах, 72 км/ч на колесах;
  • Запас хода по шоссе – 150 км на гусеницах, 200 км на колесах;
  • Удельная мощность — 34,8 л.с./т;
  • Колёсная формула — 8×2/2;
  • Тип подвески — подвеска Кристи;
  • Удельное давление на грунт — 0,65 кг/см²  на гусеницах; 5,65 кг/см²  на колёсах;
  • Преодолеваемый подъём – 37 градусов;
  • Преодолеваемая стенка – 0,55 м;
  • Преодолеваемый ров – 2 м;
  • Преодолеваемый брод – 0,9 м.

Модификации

  • БТ-5РТ – танк с радиостанцией 71-ТК-1, использовавшийся для командования. Из-за антенн был сильно заметен на поле боя, из-за чего его выводили из строя в первую очередь;
  •     БТ-5/В-2 – экспериментальный танк с дизельным двигателем;
  • РБТ-5 – ракетный танк;
  • ХБТ-5 – химический танк;
  • БТ-5ПХ – танк подводного хождения.

Применение в бою

Впервые БТ-5 были применены в 1936-1939 году в Испании, в гражданскую войну. Тогда несколько танков были отправлены на помощь республиканцам вместе с советскими добровольцами. Из-за несогласованности действий танков и пехоты в первом же бою было потеряно 16 машин. После этого танки несколько раз применялись в других боевых действиях, и особенно хорошо проявили себя при штурме Теруеля.

Также БТ-5 участвовали в боях у озера Хасан в 1938 году. Танки использовали в первую очередь для поддержки атаки. Из-за вязкого грунта многие танки застряли, другие стали легкой мишенью для артиллерии. Несмотря на это, танки оказали огромное влияние на ход сражения. БТ-5 активно использовались и в другом сражении против японцев – в битве у реки Халхин-Гол.

В ходе всех этих сражений БТ-5 показали себя с хорошей стороны, однако они существенно уступали БТ-7, да и огневая мощь всех БТ в целом становилась уже недостаточной для эффективного ведения боевых действий.

БТ-5 активно использовали в ходе Освободительного похода в Западную Украину и Белоруссию во время Второй мировой войны. Особенно широко их использовали в Украине, так как Белоруссии в основном сражались БТ-7. Применялись они и в Зимней войне, однако из-за неумелых действий принесли не так много пользы, как могли бы.

К началу Великой Отечественной войны на вооружении Красной Армии находилось около 1700 БТ-5, прием некоторые из них требовали ремонта. Они участвовали сражениях на Юго-Западном фронте, а также в ряде других операций.

В 1945 году БТ-5 участвовали в сражении с Квантунской армией, а в августе того же года их быстроходность использовали в степях Монголии.

После ВОВ в учебных заведениях осталось 23 танка.

БТ-5 стал одним из немногих танков межвоенного периода, которые активно эксплуатировались в ходе Великой Отечественной войны. Несмотря на множество недостатков, благодаря своей маневренности и скорости они часто оказывались очень полезны в бою, иногда изменяя ход сражения в лучшую сторону.

Память о танке

Сегодня сохранилось восемь экземпляров БТ-5:

  • В Бронетанковом музее в Кубинке;
  • В городе Кировск Ленинградской области. Танк был поднят из Невы и установлен на постамент;
  • В городе Борзя;
  • В музее города Читы;
  • Оставшиеся экземпляры расположены в разных городах Монголии как памятники.

Фотографии танка

Танк в культуре

БТ-5 можно увидеть в нескольких компьютерных играх:

Также БТ-5 и БТ-7 можно увидеть в фильме «Трактористы», когда Клим Ярко объясняет, «что такое танки».

comments powered by HyperComments