ИС-4 – Советский тяжелый танк

ИС-4 фото

История создания ИС-4

Разработка танка ИС-4 началась в 1943 году, незадолго до принятия на вооружение ИС-85 (ИС-1). Руководителем проекта был назначен Л.С.Троянов, позже руководителем стал Балжи. Сначала танк имел обозначение «К» и должен был стать соперником «Пантере» и «Тигру». 10 декабря 1943 года утвердили чертежи и характеристики будущего танка. А уже в марте был представлен деревянный макет танка.

ИС - 4 схема бронирования танка фото ИС - 4 схема танка

В апреле 1944 было дано добро на развитие проекта. В начале постройки опытного образца ему дали обозначение «Объект 701». Разрабатывалось сразу несколько вариантов проекта. Основное различие всех вариантов — орудие. А орудия были следующими: Д-25Т(122-мм), С-34-II(122-мм), C-34-I(100-мм). Однако вкупе со всеми испытаниями, прежде чем принять танк на вооружение, потребовалось перестроить его 5 раз. Разберем каждую перестройку в отдельности.

  • 701-1 — Это самый первый образец с пушкой Д-25Т. Танк был произведен в апреле 1944 года. До конца июня испытывался на полигоне. После 1230 км пробега его отправили на доработку.
  • 701-2 — Это образец с пушкой С-34-II. По сравнению с 701-1, кроме пушки ничем не отличался.
  • 701-3 — Это образец с пушкой C-34-I. Тут уже значительно меняются характеристики орудия и толщина лобового и бортового листа корпуса возросла до 160 мм (у 701-1 и 701-2 140 мм). Так как масса танка возросла, увеличили и длину танка для равномерного распределения веса. Но это не исправило плохую проходимость и малую подвижность.
  • 701-4 — Это 701-1 с доработанной ходовой частью. После 1160 км пробега недостатки ходовой части, а в частности трансмиссии, полностью устранить не удалось. Внешне ничем не отличается от 701-1.
  • 701-5 – Танк был выпущен в ноябре 1944 года. Этот образец создали в ходе результатов испытания 701-3 и 701-4 с некоторыми изменениями. Лобовая толщина башни увеличилась до 250 мм. Толщину кормы увеличили до 120 мм. От 701-4 ему досталось орудие — Д-25Т.
  • 701-6 — Это уже окончательный образец танка ИС-4. В отличие от 701-5, были подкорректированы некоторые детали ходовой части. Конец испытаний — 21 апреля 1945 года.

Следующим шагом было отправка письма В.А.Малышеву, наркому танковой промышленности. Тогда встал вопрос: «Чем ИС-4 лучше ИС-3?». Сначала выбор выпал в сторону ИС-3, ведь это была лучшая скорость и малая масса при таком же орудии. Но начальники Министерства машиностроения решили дать шанс машине, ведь ее броня была лучшей в мире на тот момент.

29 апреля 1946 года танк ИС-4 был принят на вооружение и поставлен на серийное производство вместо ИС-3. В сентябре 1947 года была готова испытательная партия в количестве 25 машин. Этой испытательной партии должна была проверить качество деталей и ремонтоустойчивость. Позже, 8 октября, танк был запущен в массовое производство, но до конца года смогли сделать лишь 20 танков. В результате производства танка (до 1949 года) были выявлены такие недостатки, как дороговизна производства (почти миллион рублей того времени), что делало невозможным массовое производство в случае войны с США. Так же некоторые танки приходили в негодность после нескольких месяцев эксплуатации. Это и стало причиной отмены производства танка.

Вооружение

  • Масса орудия, кг – Неизвестно
  • Боекомплект, сн. — 30
  • Начальная скорость полета бронебойного снаряда,  м/с, — 800
  • Прицельная дальность, м, — 3000
  • Углы вертикальной наводки, град.: −3°…+20°

Бронепробиваемость

Градусы наклона измеряются по отношению к горизонтальной поверхности.

  • Бронебойный, на расстоянии 500 м, мм/град. — 155/90°
  • Бронебойный, на расстоянии 1 км, мм/град. —  145/90°
  • Бронебойный, на расстоянии 2 км, мм/град. —  125/90°
  • Скорострельность, выстр./мин – до 2

Дополнительное вооружение

Один ДШК, спаренный с орудием, второй ДШК установлен на башне в качестве турели.

Тактико-технические характеристики

  • Масса, т — 60
  • Экипаж, ч — 4. Командир, Наводчик, Заряжающий, Механик-водитель.
  • Длина корпуса, мм  — 6600
  • Ширина корпуса, мм — 3260
  • Высота, мм  — 2480
  • Бронирование:
  • Углы наклона обращены по отношению к вертикальной поверхности.
Лоб корпуса (верх), мм/град. 160/61°
Лоб корпуса (середина), мм/град. 160/61°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 160/40°
Борт корпуса (верх), мм/град. 160/30°
Борт корпуса (низ), мм/град. 160/0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 120/38°
Корма корпуса (середина), мм/град. 120/32°..30/85°
Корма корпуса (низ), мм/град. 100/39°
Днище, мм 30
Крыша корпуса, мм 30
Лоб башни, мм/град. 250
Борт башни, мм/град. 200/35°
Корма башни, мм/град. 170
Крыша башни, мм 30

 

Ходовые качества

  • Мощность двигателя, л. с. — 750
  • Максимальная скорость, км/ч — 43
  • Запас хода по шоссе, км — 170
  • Удельная мощность, л. с./т  — 12,4
  • Преодолеваемый подъём, град.  — 35°

Модернизации

  • ИС-4К – «Командирский». Танк оборудован дополнительной радиостанцией.
  • ИС-4М – «Модернизированный». Были произведены изменения в ходовой части, что позволило немного улучшить подвижность. Остальные изменения незначительны.
  • ИС-4 и его модернизации были сняты с вооружения СССР в 1960 году, но остались ДОТы на основе башни ИС-4.

Применение в бою

Всего было изготовлено 244 танка, которые в основном направлялись на Дальний Восток. В итоге оказалось, что масса танка значительно превышает грузоподъемность практически всех транспортных средств и мостов, да и сами танки оказались ненадежными. В итоге их быстро перевели на долговременное хранение, а затем и вовсе сняли с вооружения.

Память о танке

На сегодняшний день сохранилось несколько экземпляров ИС-4:

  • В Бронетанковом музее в Кубинке;
  • В Парке дома офицеров Российской Армии в Чите;
  • В Забайкальске, где он установлен как памятник.

Фотографии танка

Танк в культуре

ИС-4 можно встретить в игрe World of Tanks и War Thunder в линейке советских тяжелых танков.

comments powered by HyperComments
banner