СУ-122 — Советская штурмовая САУ

СУ-122
СУ-122

Су-122 – это одна из первых советских САУ класса штурмовых орудий, которая была принята в крупносерийное производство. Ее также можно было использовать как штурмовую гаубицу.

История создания СУ-122

Еще до Великой Отечественной войны в СССР активно работали над созданием самоходной артиллерии для оснащения Красной Армии. Однажды было предложено создать полностью бронированную боевую машину, которая поддерживала бы пехоту и танки непосредственно на поле боя. В 1930-е годы проект подобной машины заказали немецкой фирме, но фирма ни в сроки, ни в цену не уложилась, так что советская сторона отклонила проект. Итогом этих разработок стали StuG III – штурмовые САУ на базе PzKpfw III. В ответ на это в СССР в 1940-1941 году было решено создать аналогичную машину.

Из-за активного наступления вермахта и потери производственных мощностей требовалось максимально удешевить и упростить конструкцию выпускаемых танков. По этой причине штурмовой танк У-33 стали разрабатывать на ходовой части Т-34, вооруженный его 76-мм пушкой ЗИС-22. Чтобы снизить трудоемкость машины конструкторы отказались от башни. Это также позволило усилить бронирование за счет резерва примерно в две тонны. К сожалению, проект так и не реализовали в металле – заводы были заняты выпуском Т-34.

В октябре 1942 года поступил приказ – как можно быстрее разработать 122-мм бронированную самоходную гаубицу для борьбы с танками врага. Т-34 как раз покинули сборочные линии завода, и конструкторы и инженеры полностью сконцентрировались на поступившем приказе. В итоге 29 октября, всего за десять дней, был разработан проект У-35, совместивший в себе лучшие черты У-33 и У-34, другой опытной машины под те же требования.

30 ноября протопит У-35 поступил на серийные испытания. Было выявлено множество недостатков, некоторые из которых устранили сразу же. Однако в целом машина требовала серьезной доработки.

В декабре У-35 проходил государственные испытания вместе с СУ-122/Т-3 – машине на базе трофейного PzKpfw III. По результатам испытаний У-35 приняли на вооружение под названием СУ-122. Машина требовала около полусотни доработок, но она была очень нужна на фронте, поэтому первую серию было разрешено выпустить «как есть». Большинство недостатков устранили прямо на стадии выпуска, и только первые 10 предсерийных машин были существенно хуже остальных из-за «ломаной» лобовой части, малых размеров маски орудия и ряда других недостатков. После этого СУ-122 несколько раз совершенствовали и дорабатывали.

Тактико-технические характеристики (ТТХ) СУ-122

Общая информация

  • Боевая масса – 29,6 т;
  • Компоновочная схема — моторно-трансмиссионное отделение в корме, боевое в передней части;
  • Экипаж – 5 человек;
  • Количество выпущенных – 638 штук.

Размеры

  • Длина корпуса – 6950 мм;
  • Ширина корпуса – 3000 мм;
  • Высота – 2235 мм;
  • Клиренс – 400 мм.

Бронирование

  • Лоб корпуса (верх) — 45/50° мм/град;
  • Лоб корпуса (низ) — 45/45° мм/град;
  • Борт корпуса (верх) — 45/40° мм/град;
  • Борт корпуса (низ) – 45 мм;
  • Корма корпуса (верх) — 40/48° мм/град;
  • Корма корпуса (низ)- 40/45° мм/град;
  • Днище – 15 мм;
  • Крыша корпуса – 20 мм;
  • Лоб рубки — 45/50° мм/град;
  • Маска орудия – 45 мм;
  • Борт рубки — 45/20° мм/град;
  • Корма рубки — 45/10° мм/град.

Вооружение

  • Калибр и марка пушки — 122-мм гаубица M-30С;
  • Длина ствола – 22,7 калибра;
  • Боекомплект пушки – 40;
  • Углы ВН: −3…+25°;
  • Углы ГН: 20°
  • Прицел — панорама Герца.

Подвижность

  • Тип двигателя – дизель;
  • Мощность двигателя – 500 л.с.;
  • Скорость по шоссе – 55 км/ч;
  • Скорость по пересечённой местности – 15-20 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 600 км;
  • Удельная мощность — 16,8 л.с./т;
  • Тип подвески — пружинная «свечная» (Кристи);
  • Удельное давление на грунт — 0,68 кг/см²;
  • Преодолеваемый подъём — 33°;
  • Преодолеваемая стенка — 0,73 м;
  • Преодолеваемый ров — 2,5 м;
  • Преодолеваемый брод — 1,3 м.

Модификации

Официально у СУ-122 не было модификаций, но в процессе серийного производства она много раз видоизменялась. В итоге САУ различных серий серьезно отличались друг от друга, причем часто изменения предыдущей серии не наследовались машинами следующей.

На базе СУ-122 было построено несколько опытных машин:

  • СУ-122М. Попытка установить в машину гаубицу У-11 для увеличения пространства боевого отделения. Также это позволило сократить экипаж до пяти человек. К сожалению, в результате масса машины сильно возросла вместе со стоимостью производства, и СУ-122М была выпущена только в единственном экземпляре. Некоторые наработки от этой машины применили в СУ-85;
  • СУ-122-III – попытка создать орудие со 122-мм гаубицей рамного типа. Эта машина считается предсерийным образцом СУ-85 со 122-мм орудием. В ходе испытаний орудие СУ-122-III несколько раз отказывало, так что работа над этой САУ была прекращена, и все силы бросили на СУ-85.

Применение в бою

Первые самоходно-артиллерийские полки были сформированы в конце 1942 года, а 1 января в них поступили первые СУ-122. В целом машины показывали себя достаточно хорошо, однако у экипажей пока не было опыта управления САУ. Кое-где экипажи СУ-122 стали комплектовать не танкистами, а артиллеристами, что повысило их эффективность.

СУ-122 активно участвовали в Курской битве, в контрударе под Прохоровкой и в других боях, постепенно становясь поддерживающим штурмовым оружием для огня прямой наводкой. Постепенно количество машин уменьшалось из-за огромных потерь. Также СУ-122 стали выводить из составов САП, заменяя их на СУ-85, а отремонтированные СУ-122 передавая по несколько штук в другие подразделения.

В начале 1944 года СУ-122 активно применяли на Белорусском и Калининском фронтах, но уже к апрелю их практически не осталось, а в Берлинской битве участвовало меньше десятка машин.

Несколько СУ-122 захватили немецкие войска. Они использовали их как трофейные, присвоим им название StuG SU122(r).

Память о танке

Единственная сохранившаяся СУ-122 сегодня выставлена в Бронетанковом музее Кубинки. В киевском музее ВОВ выставлена грубая имитация СУ-122, сделанная из СУ-100 с обрезанным стволом.

Фотографии СУ-122

Танк в культуре

СУ-122 можно встретить в ряде компьютерных игр:

  • «Блицкриг» и «Блицкриг II»;
  • «Sudden Strike 3: Arms for Victory»;
  • «Close Combat III: The Russian Front»;
  • В игре World of Tanks СУ-122 можно получить из СУ-85, установив на нее гаубицу М-30С. Машина при этом все равно будет называться СУ-85.
comments powered by HyperComments
banner