Т-27 — Советская танкетка

Т-27 в поле

Т-27 в поле

Т-27 – это советская серийная танкетка, разработанная на базе английской танкетки «Карден-Лойд» Мк VI.

История создания

В СССР первые проекты танкеток стали появляться еще в 1919 году. В 20-е годы XX века интерес к таким машинам возрос, и к 1930 году планировалось создать около 70 танкеток, или «пулеметок сопровождения», как их тогда называли.

Было разработано множество проектов танкеток, которые отвергались по различным причинам. Когда в 1930 году советские инженеры посетили Великобританию, они увидели там танкетку Carden-Loyd Mk.IV, самую удачную и совершенную машину своего класса. Было решено закупить 20 таких танкеток и лицензию на их производство в СССР. В том же году танкетку представили командованию, и был отдан приказ о ее крупномасштабном производстве.

Советские конструкторы решили доработать проект на основании собственного опыта, и в ноябре 1930 у них уже был экспериментальный образец. А в январе 1931 они завершили опытный образец Т-27. По сравнению с Carden-Loyd Mk.IV танкетка была увеличена, имела усиленное бронирование, не имела башни и отличалась по конструкции двигателя.

13 февраля 1931 года, до окончания испытаний танкетку приняли на вооружение. На нее возлагали большие надежды – в случае войны Т-27 должен был стать самым массовым танком. Однако уже к 1938 году танкетки как класс были признаны недостаточно боеспособными, и исчезли из армий всего мира. Такая же участь постигла и Т-27.

ТТХ

Общая информация

  • Боевая масса – 2,7 т;
  • Компоновочная схема — впереди трансмиссия, в центре двигатель, сзади экипаж;
  • Экипаж – 2 человека;
  • Годы производства – 1931-1933
  • Годы эксплуатации – 1931-1941;
  • Количество выпущенных – 3295 штук.

Размеры

  • Длина корпуса – 2600 мм;
  • Ширина корпуса – 1830 мм;
  • Высота – 1443 мм;
  • Клиренс – 240 мм.

Бронирование

  • Тип брони – гомогенная;
  • Лоб корпуса (верх) — 10/52°, 10/75°, 10/0° мм/град;
  • Лоб корпуса (низ) — 10/−15° мм/град;
  • Борт корпуса — 10/0° мм/град;
  • Корма корпуса (верх)- 10/0° мм/град;
  • Корма корпуса (низ) — 6/0° мм/град;
  • Днище – 4 мм;
  • Крыша корпуса – 6 мм;
  • Лоб башни — 10/30° мм/град (верхние колпаки);
  • Маска орудия – 10 мм (щиток пулемета);
  • Борт башни — 6/35° мм/град (верхние колпаки);
  • Корма башни — 6/30° мм/град (верхние колпаки).

Вооружение

  • Пулемет —  7,62-мм ДТ.

Подвижность

  • Тип двигателя                 ГАЗ-А;
  • Мощность двигателя – 40 л.с.;
  • Скорость по шоссе – 40 км/ч;
  • Скорость по пересечённой местности – 16 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 120 км;
  • Запас хода по пересечённой местности – 60 км;
  • Удельная мощность – 14,8 л.с./т;
  • Тип подвески — блокированная полужёсткая;
  • Удельное давление на грунт – 0,66 кг/см²;
  • Преодолеваемый подъём – 30 градусов;
  • Преодолеваемая стенка – 0,5 м;
  • Преодолеваемый ров – 1,2 м;
  • Преодолеваемый брод – 0,5 м.

Модификации и машины на базе Т-27

Танкетка Т-27 в свое время была очень популярна и послужила базой для множества машин:

  • Т-27М – опытная САУ с 37-мм пушкой Гочкиса. Было построено два экземпляра. Они даже прошли испытания, но в войска переданы так и не были;
  • Т-27 огнеметная. Опытный образец, выпущено 12 штук;
  • ОТ-27– огнеметная танкетка образца 1932 года. Огнемет устанавливался на место одного пулемета. Находилась в советской армии до июня 1941;
  • М3-27 – минный заградитель с пулеметом ДТ и 170 минами;
  • Танкетка снабжения для транспортировки патронов и пулеметных дисков. Не был принят на вооружение из-за плохой проходимости;
  • Тягач на базе Т-27 для буксировки противотанковых пушек. Переделывался из обычных Т-27;
  • ТТ-27 – опытная телеуправляемая танкетка;
  • СУ-3 с безотказной 76-мм пушкой Курчевского. Не прошла испытания;
  • Т-27ПХ – танкетка подводного хождения, могла находиться под водой полчаса и преодолевать водные преграды глубиной три метра;
  • АС-Т-27 – аэродромный тягач.

Применение в бою

Изначально планировалось использовать Т-27 для сопровождения тяжелых танков, а также для связи и разведки. Машина не подошла для этих целей, и ее передали в кавалерийские и стрелковые дивизии. Достаточно быстро Т-27 стали рассматривать не как боевые, а как учебные машины. Очень часто танкетки использовали на маневрах и парадах, а также для экспериментов, например по авиационной транспортировке.

Т-27 участвовала в боях в Средней Азии против басмачей, а около сотни машин приняли участие в советско-финской войне.

В целом танкетка показала себя неприхотливой и простой машиной, но она значительно уступала новым разработанным танкам, да и ее выпуск оказался трудоемким и дорогим, что и привело в итоге к исчезновению танкеток как класса.

В мае 1941 года Т-27 полностью сняли с вооружения, хотя несколько машин еще остались в армии – на них часто готовили механиков водителей либо использовали их во вспомогательных целях. Часть танкеток участвовала в боях Великой Отечественной войны. В последний раз они упоминаются в отчетах о боях под Москвой и в Крыму.

Фотографии танка

Память о танке

Сегодня танкетку Т-27 можно увидеть в Бронетанковом музее в Кубинке.

comments powered by HyperComments
banner