Содержание
Т-28 – это советский средний трехбашенный танк прорыва, который был разработан и выпущен еще до Великой Отечественной войны и стал первым средним танком в СССР, запущенным в серийное массовое производство.
История создания Т — 28
В 30-х годах XX века советская армия очень нуждалась в танке, который мог бы поддерживать пехоту во время прорывов укреплений противника. Для этого наш инженер Гинзбург отправился в Великобританию, чтобы ознакомиться с прототипом «Виккерса». Купить прототип «Виккерса», к сожалению, не получилось, так что было решено создать танк своими силами.
К июлю 1931 года было готово два независимых проекта, из которых был выбран танк Т-28, разработанный в конструкторском бюро ВОАО под руководством того же Гинзбурга.
К маю 1932 года прототип Т-28 из неброневой стали был закончен и выпущен на полигон. После испытаний его сильно переработали, и в октябре 1932 года запустили в серийное производство.
ТТХ Т — 28
Общая информация
- Классификация – средний танк, танк прорыва;
- Боевая масса – 25,4 т;
- Компоновочная схема – классическая, трехбашенная;
- Экипаж – 6 человек;
- Производитель – Ленинградский Кировский завод;
- Годы производства – 1933-1940;
- Годы эксплуатации – 1933-1944 в ССРР, 1940-1951 в Финляндии;
- Выпущено – 503 штуки.
Размеры
- Длина корпуса – 7370 мм;
- Ширина корпуса – 2870 мм;
- Высота – 2625 мм;
- Клиренс – 500 мм.
Бронирование
- Тип брони — Стальная катаная гомогенная;
- Лоб корпуса (верх)- 30 мм;
- Лоб корпуса (середина) – 15 мм;
- Лоб корпуса (низ)- 30 мм;
- Борт корпуса — 20+10 мм;
- Корма корпуса — 18-20 мм;
- Днище – 15-18 мм;
- Крыша корпуса – 10 мм;
- Лоб башни – 20 мм;
- Маска орудия – 20 мм;
- Борт башни — 20 мм;
- Корма башни – 20 мм;
- Крыша башни – 10-15 мм.
Вооружение
- Калибр и марка пушки — 76,2-мм КТ-28 обр. 1927/32 годов / 76,2-мм Л-10 (с 1939 года);
- Тип пушки – танковая;
- Длина ствола — 16,5 (КТ-28) калибров / 26 (Л-10) калибров;
- Боекомплект пушки – 69;
- Углы ВН — +25°/−5°
- Углы ГН — 360° (главная башня), 165° (малая башня);
- Прицелы — телескопический ТОП обр. 1930 года, перископический ПТ-1 обр. 1932 года;
- Пулемёты – 4-5 × 7,62-мм ДТ.
Подвижность
- Тип двигателя — V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения М-17Т;
- Мощность двигателя – 450 л.с.;
- Скорость по шоссе – 42 км/ч;
- Скорость по пересечённой местности – 20-25 км/ч;
- Запас хода по шоссе — 180-190 км;
- Запас хода по пересечённой местности — 120-140 км;
- Удельная мощность — 17,7 л.с./т;
- Тип подвески — полностью сблокированная, на вертикальных пружинах;
- Удельное давление на грунт — 0,62 кг/см²;
- Преодолеваемый подъём — 37°;
- Преодолеваемая стенка — 1,0 м;
- Преодолеваемый ров — 3,5 м;
- Преодолеваемый брод — 1,0 м.
Модификации танка
В разные годы Т-28 выпускался в несколько измененных модификациях, которые, однако, не имели каких-то особых названий:
- Т-28-1. Образец 1932 года, выпущенный перед серийным производством. Был вооружен 45-мм пушкой и тремя пулеметами ДТ;
- Т-28 1933 года. Производился до 1934 года, всего была выпущена 41 машина. Был вооружен 76,2-мм пушкой и 4-мя пулеметами ДТ;
- Т-28 1934 года. Основной образец, производившийся до 1938 года. Вооружен такой же пушкой и 4-5 пулеметами ДТ. Всего было выпущено 266 машин;
- Т-28 1938 года. Еще один основной образец, производившийся до 1940. На вооружении была 76,2-мм пушка Л-10 и пять пулеметов ДТ. Всего выпущена 131 штука;
- Т-28 1940 года с таким же вооружением и конической главной башней. Выпущено 13 машин.
Были у танка Т-28 и модификации:
- Т-28Э – экранированный танк. В 1940 году из ранее построенных танков было заэкранировано 111 машин;
- Т-28А. Скоростная модель со скоростью 56 км/ч по шоссе и 46 км/ч по рокаде. В 1936 было построено 52 таких машины.
Экспериментальные образцы
- Т-28А-2 – танк Т-28А, после модификации способный развивать скорость до 65 км/ч по шоссе;
- Т-28ПХ – танк, который был способен преодолевать водные преграды глубиной 4,5 метра.
Применение Т-28
До 1939 года Т-28 не участвовал в боевых действиях, но постоянно применялся на учениях и войсковых маневрах, а также в военных парадах в Москве, Ленинграде и Киеве.
До Великой Отечественной войны танк участвовал в походе на Польшу и Зимней войне с Финляндией, причем в процессе применения конструкция танка все более совершенствовалась.
Ко Второй мировой Т-28 достаточно сильно устарел, но все равно оставался грозной силой для противника — по своим ТТХ он превосходил практически все танки Германии и ее союзников в тот период. К сожалению, из-за нерационального использования Т-28, их большая часть была потеряна еще в начале войны, причем в основном это было связано с техническими неисправностями, а не с потерями непосредственно в бою.
В то же время, в опытных руках Т-28 оказывался весьма эффективен. Этот танк принял участие в героическом рейде по захваченному фашистскими войсками Минску 3 июля 1941 года. Майор танковых войск Васечкин, механик-водитель Дмитрий Малько и три курсанта въехали в Минск, сбивая пехоту, тараня грузовики и ведя обстрел из пулеметов и пушки. Операция нанесла немалый ущерб немецким войскам.
Последним годом советской службы Т-28 считается 1944 год, когда этот танк участвовал в наступлении Красной армии в Карелии.
Т-28 применялись не только в СССР. Часть захваченных танков поставила в строй Германия, однако данных об их успешном применении нет. Также несколько Т-28, захваченных еще в Зимнюю войну, до самого 1951 года эксплуатировались Финляндией.
Память о танке
На 2014 год известно о пяти сохранившихся Т-28, и еще о некотором количестве деталей этих танков.
- Танк 1936 года, единственный образец с орудием КТ-28, выставлен в Центральном музее ВС в Москве;
- Танк 1938 года, отреставрированный клубом «Арьегард». Сейчас нигде не выставлен, но в скором времени, возможно, будет отправлен в музей «Боевая Слава Урала»;
- В Центральном музее ВОВ на Поклонной горе выставлена малая башня, вероятно принадлежавшая Т-28;
- Два экранированных Т-28 образца 1938 года находятся в Финляндии, в танковом музее в Пароле;
- Еще один экранированный Т-28 1938 года располагается в воинской части в Миккели;
- На военном полигоне Хямеэнлинны находится груда обломков, которая раньше также была Т-28.
Танк в культуре
- Т-28 был достаточно популярен как образец для различных моделек, как пластиковых, так и бумажных;
- В игре Steel Panthers можно встретить основные модификации Т-28;
- Танк можно встретить в играх серии «Блицкриг», причем скорее всего там имеется ввиду модификация Т-28Э, так как бронирование машин явно завышено;
- В игре «Talvisota: Ледяной ад», посвященной советско-финской войне, так показан более правдоподобно;
- Т-28 встречается в игре World of Tanks;
- Также Т-28 можно встретить среди наземной техники в игре War Thunder.