Т-37А — Советский плавающий танк (танкетка)

Т-37А фото танкетки в воде

Т-37А – это советский плавающий танк, в документах иногда называемый танкеткой. В литературе его нередко обозначают как Т-37, хотя на самом деле такое имя имел другой танк, так и оставшийся прототипом. Т-37А является первым серийным плавающим танком в мире.

История создания

По результатам эксплуатации танкеток Т-27 было выяснено, что оружие будет более эффективно в башне кругового вращения. Также для разведывательных задач желательно, чтобы машина могла пересекать внушительные водные преграды, то есть являться плавающей.

В 1931 году в Великобритании был успешно испытан малый плавающий танк. Эта машина заинтересовала советские власти – в перспективе она вполне могла заменить танкетку Т-27, показавшую не такую высокую боеспособность, как хотелось бы.

В результате на основании догадок о британском плавающем танке в 1932 году был построен прототип Т-33. Он показал достаточную плавучесть, но из-за сложности производства в серию так и не попал.

Через некоторое время после выпуска  Т-33 на 2-м заводе Всесоюзного автотракторного объединения был разработан и построен плавающий танк Т-41. В его основу частично легла танкетка Т-27, выпускавшаяся на этом же заводе, а ходовая была взята от Т-33.

В итоге Т-33 был усовершенствован, превратившись в Т-37. Но ни он, ни Т-41 так и не вышли в серию из-за многочисленных недостатков.

В 1932 году СССР закупила британские амфибии, от которых в стране-создателе отказались. Используя информацию об английском танке, а также опыт Т-41 и Т-37, советские конструкторы в итоге создали Т-37А.

К несчастью, уже к моменту своего создания Т-37А перестали считать перспективным. В процессе эксплуатации продолжили выявляться недостатки и недоработки, и их решили устранить созданием новой машины – Т-38, которая вскоре году практически полностью вытеснила Т-37А.

Тактико-технические характеристики танка (ТТХ)

Общая информация

  • Классификация – малый/плавающий танк;
  • Боевая масса – 3,2 т;
  • Компоновочная схема – классическая;
  • Экипаж – 2 человека;
  • Количество выпущенных – 2552 штуки.

Размеры

  • Длина корпуса – 3730 мм;
  • Ширина корпуса – 1940 мм;
  • Высота  — 1840 мм.

Бронирование

  • Тип брони — стальная катаная гомогенная;
  • Лоб корпуса – 8 мм;
  • Днище – 4 мм;
  • Крыша корпуса – 4 мм;
  • Лоб , борт и корма башни – 8 мм;
  • Маска орудия – 8 мм;
  • Крыша башни – 4 мм.

Вооружение

  • Пулемет —  7,62-мм ДТ.

Подвижность

  • Тип двигателя — рядный 4-хцилиндровый карбюраторный;
  • Мощность двигателя – 40 л.с.;
  • Скорость по шоссе – 40 км/ч;
  • Скорость по пересечённой местности – 6 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 230 км;
  • Тип подвески — сблокированная попарно, на горизонтальных пружинах;
  • Удельное давление на грунт —  0,55 кг/см²;
  • Преодолеваемый подъём – 35 градусов;
  • Преодолеваемая стенка – 0,5 м;
  • Преодолеваемый ров – 1,4 м.

Модификации

  • БХМ-4, химический танк. Мог применяться для огнеметания или для постановки дымовых завес;
  • Т-37РТ, машина с радиостанцией;
  • Т-37А, дизельный, опытная модель, не вышедшая в серию из-за того, что моторы приходилось закупать за рубежом;
  • Су-37 – САУ на базе Т-37А, так и не принятая в серийное производство из-за малого боекомплекта и перегруженности командира.

Применение в бою

В 1934 году первые Т-37А стали поступать в войска для замены танкеток Т-27. Сразу же было выявлено множество недостатков – ненадежность, плохая проходимость и малая скорость. В итоге в 1939 году их полностью вывели из танковых бригад, оставив только в разведывательных ротах стрелковых бригад. Постепенно они остались только в разведывательных подразделениях.

Боевое крещение Т-37А получил в 1939 году, в боях против японских войск на Халхин-Голе. Местность в этом районе была пустынной, и амфибийные свойства машин были не нужны, так что в основном Т-37А применяли для поддержки пехоты. В итоге их признали непригодными ни для атаки, ни для обороны, а из-за слабой надежности и защищенности было потеряно 17 из 25 машин. Также не слишком удачно Т-37А применялись в 1939 году во время польской компании.

Активнее всего Т-37А использовались в Советско-финскую войну. В основном их применяли для охранения, а также для разведки и поддержки пехоты. Были случаи, когда машины действительно успешно форсировали водные преграды. Также Т-37А хорошо закрывали стыки в боевых порядках, но только если у противника не было противотанковых средств.

В июне 1941 года в составе Красной Армии было около 2300 Т-37А разных типов. Из них 36% нуждалось в серьезном ремонте, а 40-60% требовали войскового ремонта. В первые же недели войны было потеряно очень много машин, и в дальнейшем их применяли в качестве обычных сухопутных. В результате уже к 1942 году Т-37А в армии осталось очень мало, и применялись они эпизодически. Тем не менее, известно два случая, когда Т-37А применялись по своему прямому назначению, то есть как плавающие танки.

В августе 1942 года, когда потребовалось формировать Неву, создали отдельный батальон, в котором было 29 штук Т-37А и Т-38. Все машины были изношены, но в итоге плавающие танки сумели занять плацдарм на вражеском берегу. Правда, операция прошла неудачно, и плацдарм пришлось эвакуировать. 23 плавающих танка были потеряны, а оставшиеся 6 еще до форсирования вышли из строя по техническим причинам.

В 1944 году танки использовали для того, чтобы захватить плацдарм на реке Свирь. Эта операция прошла более удачно благодаря хорошей подготовке и привела к разгрому противника.

До конца войны Т-37А использовали в учебных частях, но практически сразу после ее окончания все машины отправили в металлолом.

Использование в других странах

  • В 1934 году один Т-37А продали в Турцию вместе с партией Т-26. После испытаний турецкие военные решили не приобретать партию танков этой модели;
  • Достаточно долго 29 Т-37А, захваченные в Зимней войне, эксплуатировались финской армией. Один из них был передан в Швецию, где находится до сих пор. Все захваченные танки списали к 1943 году;
  • Несколько трофейных Т-37А периодически использовалось немецкой, румынской и венгерской армиями.

Фотографии танка

Память о танке

Сегодня сохранилось три Т-27А:

  • В Бронетанковом музее в Кубинке. Машина восстановлена не полностью, без поплавков, но находится в хорошем состоянии;
  • В частной коллекции под Екатеринбургом;
  • В Швеции, в музее военной техники Арсенал. Эта машина была захвачена в ходе Зимней войны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.