Содержание
Т-50 – это легкий советский танк времен Второй мировой войны. Он был разработан в 1940 году и многими аналитиками был признан лучшим легким танком того времени, но из-за ряда проблем машин было произведено не так много, и широко этот танк не использовался.
История создания Т-50
В 1930-е годы основным танком СССР был легкий танк Т-26. В начале этого периода превосходство Т-26 было очевидным, но со временем из-за развития танков противников и появления противотанковой артиллерии танк стал заметно сдавать позиции сначала по бронированию, а затем и по вооружению.
В ходе польского похода Красная армия смогла захватить PzKpfw III. Еще один немецкий танк, PzKpfw III Ausf F, был куплен во время технического сотрудничества с Третьим Рейхом. Обе машины тщательно изучили и пришли к выводу, что PzKpfw III Ausf F – это лучший иностранный танк в своем классе. С учетом информации, которую получили при изучении немецких танков, советским конструкторам приказали доработать существующие проекты нового легкого танка.
Первый образец танка Т-50 был построен на Ленинградском заводе имени Кировазаводе летом 1940 года. По броневой защите Т-50 получился таким же, как Т-34. По габаритам он был намного меньше немецкого среднего Pz.lll, но при этом не уступал ему ни в подвижности, ни в бронировании, ни в вооружении. Конструкторам удалось создать сбалансированный танк, который при своей маневренности легко мог бороться со всеми вражескими машинами.
К несчастью, массовое производство Т-50 наладить не удалось. Танк вышел намного более технически сложным, чем Т-26, и к началу Великой Отечественной войны запустить его в серийное производство не успели. Когда появилась угроза блокады Ленинграда, завод, где должны были производить Т-50, эвакуировали в Чкалов. Произвести танки на других заводах так и не получилось. В итоге 50 машин было построено на заводе имени Кирова еще в 1941 году, и еще 25 сумели выпустить после переезда в Чкалов. Из-за такого маленького количества Т-50 не оказали того влияния на ход войны, какое могли бы оказать.
ТТХ Т-50
Общая информация
- Тип – легкий танк;
- Боевая масса — 13,8 т;
- Компоновочная схема — классическая;
- Экипаж – 4 человека;
- Количество выпущенных – 75 штук.
Размеры
- Длина корпуса – 5200 мм;
- Ширина корпуса – 2470 мм;
- Высота – 2165 мм;
- Клиренс – 350 мм.
Бронирование
- Тип брони — стальная цементованная, высокой твёрдости;
- Лоб корпуса (верх) — 37/50° мм/град;
- Лоб корпуса (низ) — 45/225° мм/град;
- Борт корпуса (верх) — 37/40° мм/град;
- Борт корпуса (низ) — 37/90° мм/град;
- Корма корпуса (верх) — 25/63° мм/град;
- Корма корпуса (низ) — 37/10° мм/град;
- Днище – 12-15 мм;
- Крыша корпуса – 15 мм;
- Лоб башни — 37/65-85° мм/град;
- Маска орудия – 37 мм;
- Борт башни — 37/20° мм/град;
- Корма башни — 15/15° мм/град.
Вооружение
- Калибр и марка пушки — 45-мм 20-К;
- Длина ствола – 46 калибров;
- Боекомплект пушки — 150;
- Прицелы — ТОС и ПТ-1;
- Пулемёты — 2 × 7,62-мм ДТ.
Подвижность
Тип двигателя – дизельный;
Мощность двигателя – 300 л.с.;
Скорость по шоссе – 60 км/ч;
Скорость по пересечённой местности – 40 км/ч;
Запас хода по шоссе – 344 км;
Запас хода по пересечённой местности – 280 км;
Удельная мощность — 21,7 л.с./т;
Тип подвески – торсионная;
Удельное давление на грунт — 0,56 , кг/см²;
Преодолеваемый подъём — 40°;
Преодолеваемая стенка — 0,7 м;
Преодолеваемый ров — 2,2 м;
Преодолеваемый брод — 1,1 м.
Модификации
Официально Т-50 выпускали в одной серийной модификации, но ее можно разделить на два типа:
- Базовый Т-50;
- Упрощенная модель. Она имела 40-мм гомогенную броню, литую башню, а у некоторых танков этого типа не было командирской башенки.
Также есть информация о том, что в ходе войны Т-50 прямо в полевых условиях оборудовали броневыми экранами.
На базе Т-50 не выпускалось никаких других боевых машин, но было несколько проектов:
- Т-127, с зауженным корпусом и более тонкой катаной броней, что уменьшало его массу;
- Т-52 или Т-50-2, с более мощными пушками или даже 25-мм зенитной автоматической пушкой;
- СУ-Т-50 – САУ на основе Т-50 с 76-мм пушкой.
Все проекты из-за начала войны пришлось закрыть.
Применение
В архивных документах очень мало информации о боевом применении Т-50, а из-за малого количества машин нет никаких отзывов о танке от тех, кто на нем воевал. Известно, что практически все Т-50 поступили на северо-западный участок фронта, рядом с Ленинградом. На Ленинградском фронте воевал прототип танка и 37 серийных машин, причем последнюю из них потеряли только в 1943 году. Башни Т-50 активно использовали при создании укреплений под Ленинградом.
Известно, что Т-50 в 1941 применялся под Москвой. Также 27 танков были переброшены на Закавказский фронт и воевали на Северном Кавказе.
Один из Т-50 захватили финские войска, усилили его бронирование и использовали аж до 1954 года.
В ходе эксплуатации Т-50 был выявлен целый ряд его недостатков. Несмотря на то, что это был действительно пожалуй лучший легкий танк Великой Отечественной войны, по сравнению с танками противника он имел весьма слабое вооружение. Т-50 был устойчив к снарядам почти так же, как Т-34, и при этом производить этот танк было гораздо легче. Но в итоге из-за трудностей с производством выбор был все же сделан в пользу более мощного по вооружению Т-34.
Память о танке
Сегодня сохранилось три экземпляра Т-50:
- Две машины в музее бронетанковой техники в Кубинке – серийный Т-50 и прототип Т-126;
- Трофейный экранированный танк в танковом музее в Пароле, в Финляндии.
Память о танке
Хотя Т-50 и является достаточно малоизвестным танком, он все же выпускался серийно, так что существовали копии этого танка для стендового моделирования.
Сегодня Т-50 представлен в двух компьютерных играх: World of Tanks и War Thunder, причем в World of Tanks есть также прототип на основе Т-50 — Т-127.