Содержание
Т-70 – легкий советский танк времен Второй мировой войны, разработанный в конце 1941 года на ГАЗе.
История создания Т-70
Когда Т-60 принимали на вооружение, все понимали, что он является лишь временной мерой – его броня была слишком тонкой для противостояния танкам врага. Сначала были попытки модифицировать Т-60, установив на него новую башню, но этот экспериментальный танк Т-45 не был запущен в производство из-за недостаточной мощности двигателя.
Новый танк, который получил название ГАЗ-70, завершили проектировать в конце 1941 года. Его сборка шла очень медленно, и первый опытный образец закончили в феврале 1942 года. Сначала танк не вызвал особого восторга – по бронезащите новый танк ненамного превосходил Т-60, а его боевая мощь сводилась к минимуму из-за того, что один человек должен был совмещать функции заряжающего, наводчика и командира. Вскоре недостатки были устранены, и Т-70 по бронированию лобовой части сравнился с Т-34-76, что было серьезным достижением. В результате было решено запустить танк в серийное производство.
ТТХ Т-70
Общая информация
- Боевая масса – 9,2 тонн либо 9,8 тонн (Т-70М);
- Экипаж – 2 человека;
- Количество выпущенных – 8231 штука.
Размеры
- Длина корпуса – 4285 мм;
- Ширина корпуса – 2348 мм (2420 мм у Т-70М);
- Высота – 2035 мм;
- Клиренс – 300 мм.
Бронирование
- Тип брони — гомогенная катаная высокой твёрдости;
- Лоб корпуса (верх) — 35/61° мм/град;
- Лоб корпуса (низ) — 45/-30° мм/град и 15/-81° мм/град у Т-70М;
- Борт корпуса — 15/0° мм/град;
- Корма корпуса (верх) — 15/76° мм/град;
- Корма корпуса (низ) — 25/−44° мм/град;
- Днище – 10 мм и 6 мм у Т-70М;
- Крыша корпуса – 10 мм;
- Маска орудия — 50 + 15 мм/град;
- Борт башни — 35/23 мм/град;
- Крыша башни – 10 мм и 15 мм у Т-70М.
Вооружение
- Калибр и марка пушки — 45-мм 20-К;
- Длина ствола – 46 калибров;
- Боекомплект пушки — 90 (70 у Т-70М)
- Углы ВН: −6…+20°;
- Углы ГН — 360°;
- Прицелы — ТМФП или ТОП, механический;
- Пулемет — 7,62-мм ДТ.
Подвижность
- Тип двигателей — спаренные рядные 4‑тактные 6‑цилиндровые карбюраторные;
- Мощность двигателя — 2 × 70 л.с;
- Скорость по шоссе – 42 км/ч;
- Скорость по пересечённой местности – 20-25 км/ч;
- Запас хода по шоссе – 410-450;
- Запас хода по пересечённой местности – 360 км (250 км у Т-70М);
- Удельная мощность — 15,2 л.с./т (14,2 л.с./т у Т-70М);
- Тип подвески — торсионная индивидуальная;
- Удельное давление на грунт — 0,7 кг/см²;
- Преодолеваемый подъём — 34°;
- Преодолеваемая стенка — 0,7 м;
- Преодолеваемый ров — 1,7 м;
- Преодолеваемый брод — 1,0 м.
Фотографии Т-70
Модификации
Т-70 выпускали в двух модификациях, которые отличались устройством ходовой части:
- Т-70, танк массой 9,2 тонны и боекомплектом в 90 выстрелов, исходный вариант танка поддержки пехоты;
- Т-70М с уширенными гусеницами и опорными катками и усиленными торсионами подвески. Имеет массу 9,8 тонн и сокращенный боекомплект в 70 выстрелов.
Доработка Т-70 до Т-70М была невозможна из-за несовместимых узлов конструкции.
Опытные танки
Т-70 стал базой для многих опытно-конструкторских работ, на которых исследовали усиление вооружения танка и улучшение эргономики.
- Т-70 с пушкой Ш-37. Имела неудовлетворительную эргономику боевого отделения, несмотря на расширенную башню и отсутствие пулемета;
- Т-70 с более мощной пушкой ВТ-42 калибра 45-мм. Танк успешно выдержал испытания, но к тому времени Т-70 сняли с производства и пушку ВТ-42 было решено установить на новый Т-80;
- Т-70 с дополнительным местом в башне для заряжающего. Работы над этой опытной моделью в результате привели к созданию танка Т-80, а Т-70 двухместной башней так и не оснастили;
- Т-70-3, зенитный танк. Имел переделанную башню с двумя крупнокалиберными пулеметами ДШК. Вместе с зенитным Т-90 участвовал в испытаниях, которые не прошел из-за неуравновешенной оружейной установки;
- Т-90 – зенитный танк на базе Т-70М с пулеметами ДШК. Прошел сравнительные испытания с Т-70-3, но имел ряд недостатков. Их требовалось устранить, но сделать это не успели – требования к ТТХ подобных машин сменились, и работы над Т-90 закрыли.
Применение
Т-70 активно применялся в составе многих подразделений и частей Красной армии вместе с другими танками, чаще всего с Т-34. Боевое крещение эти танки получили летом 1942 года, в боях на Юго-Западном направлении, причем именно тогда была выявлена их уязвимость.
Однако были у Т-70 и достоинства – например, они идеально подходили для преследования отступающих врагов, а в 1943 году эта задача стала очень актуальной. Кроме того, Т-70 имел надежную ходовую часть и силовую установку, что позволяло совершать марши на большие расстояния, чем мог Т-34. Плюсом была и относительная бесшумность машины.
Лучше всего Т-70 показали себя в Курской битве. Несмотря на то, что «семидесятки» поражались достаточно легко, у них был намного ниже процент безвозвратных потерь по сравнению с лучше бронированными Т-34.
На эффективность Т-70 очень большое влияние оказывало знание экипажем особенностей танка – в действительно умелых руках он становился грозной силой. Например, в июле 1943 года в ходе боев за деревню Покровка один Т-70 смог подбить одну Пантеру и три средних немецких танка. А в августе 1943 года произошел еще один уникальный случай. Т-70 сумел догнать отступавший вражеский танк и встать в мертвую зону, в то время как командир экипажа запрыгнул на броню вражеского танка и забросил гранату в открытый люк. Так советские войска получили практически целый немецкий танк, который затем использовали в боях.
В 1944 году один Т-70 смог подбить целых две Пантеры, что стало настоящим достижением.
Эксплуатация Т-70 реально завершилась сразу после войны, хотя в январе 1946 года на вооружении Красной армии еще стояло 1502 Т-70.
Память о танке
Т-70 в обеих модификациях представлен во множестве музеев всего мира – в России, в странах бывшего СССР и даже в танковом музее в Пароле в Финляндии. Также Т-70 в виде памятников установлен во многих городах России, а также в Украине и в Белоруссии.
В культуре
В игре World of Tanks Т-70 представлен в виде легкого советского танка третьего уровня.
Где узнать про танк т-70 времен вов