Такни Франции

Лучший танк Первой мировой

Второй страной применившей танки на поле боя была Франция. Увязшие в статичной Первой мировой, они понимали превосходство оборонительных средств над атакующими. Для изменения равновесия необходимо было применение кардинально нового оружия атаки.

Первый боевой французский танк был готов в сентябре 1916 года благодаря активности Ж. Этьена которого принято считать основателем французского танкостроения. Будучи начальником штаба артиллерийского полка, он, как и другие проницательные командиры, видел основные возможности изменения положения на фронте. Его идея заключалась в прорыве первой полосы обороны гусеничной техникой, и, уже находясь непосредственно на первой линии, подавлять огнем артиллерии последующие не доступные для полевой артиллерии. То есть артиллерию поставить на штурмующие оборону повозки. Забегая наперед, надо сказать, что боевые бронированные машины, которые у нас называли «танки» у французов именовались именно как «штурмовые артиллерийские трактора».

Генералитет Франции, как и военачальники других стран, к идее постройки танка отнеслась весьма скептически, но благодаря настойчивости Ж. Этьена и поддержке главнокомандующего генерала Ж. Жоффра, удалось получить разрешение на постройку прототипа.
Лидером машиностроения тех годов выступала фирма «Рено», во главе с ее основателем Л. Рено, поэтому вполне очевидно, что первым построить танк Ж. Этьен предложил именно ему. Тот в свою очередь отказался, мотивируя ответ отсутствием опыта работы с гусеничным движетелем. Тогда Этьен обратился к конструктору Э. Брийе, главе фирмы «Шнейдер» — крупнейшего производителя вооружения, тем более, что тот уже имел некий подобный опыт, некоторое время до этого он забронировал трактор «Холт». В январе 1916 года при содействии Ж. Жоффра, фирма получила заказ на создание 400 машин. Позже эти машины станут известны под названием «Шнейдер» или СА1.

По каким-то неизвестным причинам начальник армейского управления моторизации отдельно от главнокомандующего разместил заказ на конструирование тоже 400 танков в фирме «FАМН» города Сен-Шамон, под названием которого танки и выйдут в серию.

Конкретная концепция танка сформулирована не была, поэтому Франция получила два разных образца танков, размещенных на базе гусеничного трактора «Холт». В отличие от английских танков гусеницы не охватывали корпус по периметру, они располагались с боков и под ним, а ходовая часть подрессоривалась, что значительно упрощало управление танками и повышало комфорт экипажа. Но из-за нависания передней части корпуса танка над гусеницами любая вертикальная преграда становилась непреодолимой.
После первых успехов Этьен снова обратился к Луи Рено, на этот раз он не отказал, тем более что Этьен смог более конкретно сформулировать задачу — легкий танк сопровождения пехоты на поле боя, с менее заметным силуэтом и меньшей уязвимостью. Результатом стал один из самых культовых танков мира — «Рено» FT.

Развитие танкостроения

До конца Первой мировой фирмой «FCM» разрабатывались тяжелые танки 1А, 1В, но дальше разработки прототипов дело не пошло.

После войны Франция имела самое большое количество боевых танков. На этой основе генерал Этьен пытался организовать самостоятельные танковые войска с разделением на легкие, тяжелые, и средние танки.
Генералитет думал иначе, и с 1920 года все танковые подразделения были отданы в подчинение пехоте. Появилось деление на пехотные и кавалерийские.

Но активность Этьена не прошла даром, до 1923года фирмой «FCM» выпускается 10 тяжелых многобашенных танков 2С, а компания «FАМН» выпускает целую серию легких танков образца 1921, 1924, 1926 и 1928года, под обозначением М21, М24, М26 и М28. На моделях этой серии французы первые в мире применили возможность двойной проходимости: гусеничный двигатель+ колеса. Тип движителя менялся в зависимости от обстоятельств. Самое оригинальное решение применялось на М24 и М26.

Жалея списать с таким трудом созданные «Рено» FT, их постоянно модернизировали. После очередной модификации в 1927году танк уже называется NS1, а NS3 становится прототипом D1, в 1936 году D1 «вырастает» в средний D2.

Не обошло Францию повальное увлечение 30-х годов танкетками. С 1931 до 1940 французы выпустили 6200 легких гусеничных машин UE компании «Рено», внешне напоминающие английские танкетки «Виккерс- Карден-Лойд» Мк VI. В войсках их называли «пехотными тракторами».

После принятия Францией в 1931 году программы моторизации армии, особое внимание уделяется только развитию колесных и разведывательных машин. Под эту программу компания «Рено» представляет легкий танк AMR. Не имея особой поддержки со стороны высших чинов. «Рено» и «FСМ» начинают совместный выпус тяжелого танка В1, во всех отношениях не ординарного танка.

Из-за непонимания возможностей танков и отводящимся им другорядным ролям поддержки пехоты, за 17 послевоенных лет Франция постоила всего 170 новых танков. Танковых войск страна на 1936 год не имела, на тот момент в армии числилось, кроме морально устарелых FT — 17 В1, 17 D2 и 160 D1. После известных событий в Испании и Эфиопии командование, понимая приближающуюся угрозу и полное не соответствие собственной армии новой маневренной войне, принимает 4-х летний план строительства армии. За период 1936-1940 годов должно было бы организовано 3 легкие механизированные, 2 танковые дивизий и 50 отдельных танковых батальонов оснащенных танками новых разработок.

Начинается массовое серийное производство только что созданных фирмами «Гочкис» и «Рено» легких танков Н35 и R35. (цифра в названии французских танков зачастую обозначает год создания).
Н35 считался кавалерийским. Компания «FСМ» представила интересную модель FCM36, но до начала войны из-за большой стоимости было выпущено только 100 шт.

В 1936 основным средним танком становится SOMUA S-35, который изначально создавался для действий в составе кавалерийских подразделений. Через отсутствие других подобных танков, ему приписывают роль танка способного самостоятельно решать тактические задачи.

На момент вторжения Германии на службе Франции состояло 2700 легких танков, немного больнее 300 средних, 172 тяжелых, старые 1600 «Рено» FT и 6 штук 2С. Хотя количество боевых машин и выросло, отсутствие понимания доктрины использования танков на поле боя и плохая подготовка и укомплектованность экипажей не принесли, каких-либо серьезных результатов, все танки были подбиты или перешли в руки немцев.

Современные танки Франции

После войны танкостроительная, как и другие промышленные отрасли, находилась в полностью разрушенном состоянии. На вооружении армии состояли американские или трофейные танки. Первый послевоенный танк ARL-44 выпустили в 1945 году, по сути, он являл собой воплощение довоенных идей, но ему и не отводилась «конкурентная» задача, выпуском 50 шт. возрождалось отрасль.

В соответствии с принятой в 1946г. программой танкостроения полноценное серийное производство началось с 1951г. легким танком АМХ-13, его отличительная черта — качающаяся башня.

Пытаясь догнать СССР, в 1951 году малой серией выпускается тяжелый танк АМХ-50, с виду очень напоминающий ИС-ы. Следующая модель тяжелого танка АМХ-65 была комбинацией «щучьего носа» ИС-а и копии Королевского Тигра.

Нишу средних танков занимал АМХ-63 поступающий, в войска с 1965года.

В том же году начал поступать на вооружение основной боевой танк АМХ-30, который со временем стал основой бронетанковых войск. Его дальнейшим развитием стала представленная в 1983году модель АМХ-40. Модели АМХ-32 и АМХ-40 разрабатывались исключительно на экспорт.

В конце 70-х специалисты Германии и Франции объединились для совместного создания танка «Наполеон-1» и KPz-3, в 1982 году совместные работы были прекращены. Но французы продолжили развивать общие наработки, в результате чего в 1991 году на вооружение армии начал поступать основной боевой танк третьего поколения АМХ-48 «Леклерк».

Серийные танки Франции

Название танка

Год выхода

СА 1

1916

«С.Шамон

1916

«Рено» FT

1918

М21

1921

1923

UE

1931

B1

1931

D1

1932

S-35

1935

H-35

1935

R-35

1935

D2

1936

FCM-36

1936

ARL-44

1944

АМХ-13

1951

АМХ-50

1951

АМХ-63

1965

АМХ-30

1965

АМХ-40

1983

АМХ-48 «Леклерк»

1991

Одна мысль про “Такни Франции”

  1. класный сайт, спасибо, весь день искал про технику Франции спасибо ешё если б видео добавили былоб вообще круто!!!!(:smile:)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.