Содержание
Panzerkampfwagen VI Ausf. H1, или «Тигр» – это первый немецкий тяжелый танк времен Второй мировой войны. Один из самых знаменитых танков Германии.
История создания
История знаменитого «Тигра» началась в 1937 году. Тогда у Вермахта не было тяжелых танков, в то время, как у французов был Char B1, а у русских – Т-35. При этом во Франции и Польше малоподвижные машины особенно были не нужны, так что требования к тяжелому танку составили весьма расплывчатые.
В 1937 году фирме «Хеншель и сын АГ» заказали разработать тяжелый 30-33-тонный танк прорыва, DW1. Главной задачей танка должна была стать поддержка пехоты в ближнем бою, так что на него решили поставить пушку с PzKpfw IV, 75-миллиметровую. Уже было готово шасси, но в 1938 неожиданно было приказано сворачивать работы и начать разрабатывать 65-тонный сверхтяжелый танк.
Вскоре создали два прототипа VK 6501, но в самом начале испытаний было приказано снова вернуться к DW1. В итоге к 1940-му был создан прототип DW2, 32-тонный, с 75-мм гаубицей. В 1941 прототип начали испытывать, и над танком прорыва стали работать еще и фирмы МАН, Даймлер-Бенц АГ и «Порше».
В ходе испытаний машине присвоили обозначение VK 3001 (Н). По форме танк был похож на PzKpfw IV, но с принципиально новой ходовой.
В 1941 танк уже собрались выпускать серийно, но на сцене возник советский Т-34, и немцы решили повременить. Проект VK 3001(H) отбросили, хотя созданные прототипы превратили в артиллерийские самоходки Рz Sfl V.
Конструкторы снова засели за чертежи, и вскоре новые проекты тяжелого танка были готовы. Фирма «Порше» предложила проект VK 3001 (Р), «Леопард», но он показался комиссии слишком сложным, так что его отклонили. Фирмам МАИ и Даймлер-Бенц АГ тоже не повезло – проекты посчитали слишком устаревшими. В итоге к марту 1942 Хеншель и сын АГ все-таки создали прототип, который соответствовал всем пожеланиям лично фюрера. На нем стояла отличная 88-мм зенитная пушка FlaK 36, которая успешно справлялась с чужими танками. В итоге проект VK 4501(H) был запущен в производство и получил имя «Тигр» Panzerkampfwagen VI Ausf. H1
Кстати, практически сразу были начаты работы по его модернизации и создании «Королевского тигра», который появился только в 1944 году.
ТТХ Тигра 1
Общая информация
- Классификация – тяжелый танк;
- Боевая масса – 56 тонн;
- Компоновочная схема – моторное отделение сзади, трансмиссия и отделение управления спереди;
- Экипаж – 5 человек;
- Годы разработки – 1941;
- Годы производство – 1942-1944;
- Годы эксплуатации – 1942-1945;
- Всего выпущено – 1354 штуки.
Размеры
- Длина корпуса – 6316 мм, с пушкой вперед 8450 мм;
- Ширина корпуса – 3705 мм;
- Высота – 2930 мм;
- Клиренс – 470 мм.
Бронирование
- Тип брони – катанной хромомолибденовая, поверхностно закаленная;
- Лоб корпуса, верх – 100/8 мм/градус;
- Борт корпуса, верх – 80 мм;
- Корма корпуса, верх – 80/8 мм/градус;
- Днище – 28 мм;
- Крыша корпуса – 26 мм, к концу войны 40 мм;
- Лоб башни – 100 мм;
- Маска орудия – от 90 до 200 мм;
- Борт башни – 80 мм;
- Корма рубки – 80 мм;
- Крыша башни – 28 мм.
Вооружение
- Калибр и марка пушки – 88-мм KwK 36 L/56;
- Тип пушки – нарезная;
- Длина ствола – 56 калибров;
- Боекомплект – от 92 до 120 в 1945 году;
- Углы ВН: −8…+15°;
- Углы ГН – 360 градусов;
- Прицел – телескопический TZF 9a;
- Пулеметы — 7,92-мм MG-34, 2 или 3 штуки;
- Другое вооружение – противопехотная мортира S.
Подвижность
- Тип двигателя – сначала «Майбах» HL210P30, в остальных машинах «Майбах» HL230P45 V-образный 12‑цилиндровый карбюраторный с жидкостным охлаждением;
- Скорость по шоссе – 44 км/ч;
- Скорость по пересеченной местности – 20-25 км/ч;
- Запас хода по шоссе – 195 километров;
- Запас хода по пересеченной местности – 110 километров;
- Удельная мощность – 12,9 л.с./т;
- Тип подвески – торсионная индивидуальная;
- Преодолеваемый подъем – 35 градусов;
- Преодолеваемая стенка – 0,8 метров;
- Преодолеваемый ров – 2,3 метра;
- Преодолеваемый брод – 1,2 метра.
Модификации
- Pz.VI Ausf E(F) – машина для работы в тропиках, с большими воздушными фильтрами;
- Pz.VI Ausf E с зенитным пулеметом, активно применялся на западном фронте;
- Panzerbefehlswagen Tiger (Sd.Kfz. 267/268) – две командирские машины.

Машины на базе танка Тигр
На базе «Тигра» было создано несколько достаточно знаменитых специальных машин:
- Штурмтигр – тяжелая САУ с 380-мм реактивным корабельным противолодочным бомбометом, помещенным в неподвижную бронированную рубку. В Штурмтигры переделывали поврежденных Тигров – всего было создано 18 машин;
- Бергетигр – ремонтно-эвакуационная машина, без оружия, но с краном;
- Ladungsliger Tiger – тяжелая саперная машина, единственная в своем роде, переоборудованная из одного поврежденного тигра. Раньше его ошибочно называли «Bergetiger с краном», но на самом деле это была совершенно другая машина.

Боевое применение Panzerkampfwagen VI Ausf. H1
29 августа 1942 года несколько «Тигров» были выгружены в Ленинградской области на станции Мга и начали продвигаться на исходные позиции. Несколько танков были повреждены просто в ходе движения, но их быстро восстановили, и в течение месяца они несколько раз сталкивались со второй ударной армией Волховского фронта. Сначала «Тигры» часто подбивали, но позже они стали действовать успешнее, эффективно справляясь с танками врага.
Восточный фронт
Наиболее широко танки «Тигр» применялись на Восточном фронте – именно на них Гитлер делал основную ставку в кампании 1943 года. «Тигры» включили во все элитные мотострелковые дивизии и во многие другие части. Особенно массово они участвовали в операции «Цитадель», Курской битве. В ходе боев немцы потеряли несколько машин. Вообще на Восточном фронте к концу 1943 года немцы потеряли 274 Pz. VI, из которых отремонтировано было только 19 машин.
Запад
Когда союзники высадились в Нормандии, у немцев на том фронте было 102 «Тигра». Однако из-за особого рельефа и авиационной поддержки союзников танки оказались здесь не слишком эффективны. Исключением можно назвать только бой 13 июля 1944 в Виллер-Бокаже, где Михаэль Виттман уничтожил (по своим словам) 26 танков противником. Документально это, правда, не подтверждено, но в целом вражеских танков, автомашин и бронетранспортеров было повреждено и уничтожено много.
Конец войны
В ноябре 1944 у Германии было 317 «Тигров» на Восточном фронте, 84 – на Западном, и 36 в Италии. К первому марта 1945 всего осталось 322 боеспособных машины. Малое количество делало их уже не такими опасными, хотя при встрече с ним многие танкисты, в том числе советские, предпочитали по возможности отступать, так как он «навевал ужас всем своим видом» и часто был недосягаем для вражеских снарядов.
В Арденнской операции 1945 года именно на Тигров и их преемников, Королевских тигров, делало ставку немецкое командование.
Очень многие машины в конце войны были уничтожены своими же экипажами из-за того, что авиация «Союзников» разрушала мосты там, где отступал вермахт.
Танк в культуре
Танк «Тигр» достаточно широко представлен в различных играх, посвященных Второй мировой войне. Его можно встретить в онлайн-играх о танковых боях «World of Tanks» и «WarThunder».
«Тигры» также играет важную роль во многих советских и российских фильмах о Великой Отечественной войне. Правда, там под «тигры» зачастую «камуфлировалась» иная техника, нередко — более современная.
«Тигры» можно встретить и во многих зарубежных фильмах. Например в фильмах «Спасение рядового Райана», «Ярость» и т.д.
Также танк встречается в стендовом моделизме – модели есть у фирм Taigen и Heng Long, и у российской фирмы «Звезда».
Память о танке
Несмотря на популярность танка, в музеях его сохранилось не так уж много. Одна машина, способная передвигаться самостоятельно, есть в Великобритании, в Танковом музее Бовингтона. В России посмотреть на «Тигра» можно в Кубинке. Еще один танк у нас стоит в подмосковном поселке Снегири, но качество очень плохое, машина вся во вмятинах и пробоинах. В США, на Абердинском испытательном полигоне танк срезан слева, чтобы получить доступ внутрь. А в Германии, в танковом музее Мунстера выставлен танк, собранный из разных частей подбитых машин.

Фото и видео

