После распада Австро-Венгрии, чехи унаследовали хорошо развитое тяжелое машиностроение, фирма «Шкода» в конце 20-х гг. была основным поставщиком артиллерийского вооружения австро-венгерской армии и флота, поэтому вполне логично, что в этой стране был создал танк, который считался одним из лучших в 30-х гг. Потребности армии были невелики, из-за чего часто при создании танков, чешские конструкторы ориентировали их на экспорт.
Создание собственно танкового парка началось из закупки в 1921 году 8 штук «Рено» FT.
Под влиянием повального увлечения быстроходными легкими танками в 1924 г был выпущен первый собственный танк «КН 50». (КН- первые буквы от « Kolo-housenka» по чески колёсно гусеничный, 50 – мощность двигателя в л.с.).
До 1929 г. его конструктор немец И. Фолльмер разработал еще две модификации «КН 60» и «КН 70». Отличительной чертой всех танков «КН» было наличие двух самостоятельных движителей. Но на вооружение приняли только первый вариант. Чехословакия стала первой страной, которая приняла на вооружение колесно-гусеничные танки.
Дальнейшее продолжение развитие концепции вооружения армии легкими танками нашло в указе Министерства народной обороны о закупке документации на производство танкетки «Carden-Loyd» Mk.VI.
Выполнение заказа поручили фирме «ČKD» (Чешско-Мора века Кольбен-Данек). На вооружение армии танкетки пошли под обозначением «Tanċik vz.33». Серийное производство этих танкеток наладить так и не смогли, выпустили всего 70 шт., возможно по причине того, что в это время «Škoda» налаживала производство своих танкеток «MU-4» и «MU-6», рассчитанные правда на экспорт.
Логичным продолжением танкеток стали легкие танки, с пулеметным вооружением, ими стали «AH-IV» и «AH-IV-Sv» выпускаемые «ČKD».
После Испанских событий генералитет больше не видел особых преимуществ в танках с пулеметным вооружением и противопульным бронированием, поэтому в срочном порядке был отдал приказ на конструирование и серийное производство легких и средних танков с пушечным вооружением. После этого фирма «ČKD» создала две серии легких танков TNH и «LT», их конструктором, как и большинства других изделий, был Александр Сурин.
Лучшие чешские танки
Следует отметить, что все чешские танки пользовались хорошим спросом. Среди «постоянных покупателей» были Швейцария, Иран, Перу, Румыния, Литва и д.р. Это способствовало увеличению образцов техники и стремлению обеспечить их высокую надежность.
Лучшими танками чешских конструкторов, которые получили мировую известность, были легкие «LT-35»(S-IIA) и «LT-38» (TNH-S). Сказать, кто сконструировал эти танки тяжело, так как между фирмами «Škoda» и «ČKD» существовало тайное соглашение про сотрудничество, что позволило им обеим серийно выпускать эти танки после приема последних на вооружение.
К моменту оккупации (1938 г.) танковый парк чехословацкой армии состоял из 418 танка: 50 «LT-34», 288 «LT-35» и 70 «танчиков» образца 1933 года «LT-38» практически не выпускался.
Проведя испытания новых чехословацких танков, немецкие специалисты констатировали если не превосходство, то равенство LT-35 немецкому «Pz-II», а «LT-38» превосходил по качеству «Pz-III». Заменив все же на них средства наблюдения и радиостанции танки под обозначением «35 (t)» и «38 (t)» приняли на вооружение.
Во время Второй мировой войны чешские заводы продолжали выпускать бронетехнику, но уже для нужд вермахта. Фирма «ČKD» была переименована в «ВММ». Кроме танков производилось много разных САУ («Хетцер», «Мардер» и т.д.). После войны танковый парк чешской армии состоял сплошь их техники СССР.
класс в воте тоже есть коло гуселька и лт 35 ну и др.🛅