Содержание
История создания А-20
История этого танка начинается с одного постановления, которое было адресовано директору ХПЗ:
Директору завода №183.
Решением Правительства № 94сс от 15 августа 1937 года Главному управлению предложено спроектировать и изготовить опытные образцы и подготовить к 1939 г. производство для серийного выпуска быстроходных колесно-гусеничных танков с синхронизированным ходом. Ввиду чрезвычайной серьезности данной работы и крайне сжатых сроков, заданных Правительством, 8-е Главное управление Наркомата оборонной промышленности считает необходимым провести следующие мероприятия.
-
Для проектирования машины создать на ХПЗ отдельное КБ (ОКБ), подчиненное непосредственно главному инженеру завода.
-
По договоренности с ВАММ и АБТУ назначить начальником этого бюро адъюнкта академии военинженера 3 ранга Дик Адольфа Яковлевича и выделить для работы в бюро с 5 октября 30 человек дипломников ВАММ и с 1 декабря дополнительно 20 человек.
-
По договоренности с АБТУ РККА назначить главным консультантом по машине капитана Кульчицкого Евгения Анатольевича.
-
Не позднее 30 сентября выделить для работы в ОКБ 8 лучших конструкторов-танкистов завода для назначения их руководителями отдельных групп, одного стандартизатора, секретаря и архивариуса.
-
Создать при ОКБ макетно-модельную мастерскую и обеспечить внеочередное выполнение работ, связанных с новым проектированием во всех цехах завода.
-
Считать необходимым спроектировать три варианта ходовой части и изготовить два опытных образца, утвержденных по рассмотрению проектов.
-
На проведение работы заключить договор с АБТУ не позднее 15 октября 1937 г.
Прародителем танка стал БТ-СВ (БТ-СВ-2). Многие считают, что причиной создания нового танка было слабое бронирование боевых машин СССР на то время. Требовалось создать танк, который будет иметь не только противопульное бронирование, но и противоснарядное. Однако работы над новой машиной сильно затянулись.
Два проекта танка были готовы только в августе 1938 года. Тогда же их и представили комиссии. Первый проект — БТ-20т (заводское название А-20) отличался наличием колесно-гусеничного хода и базой на 4 опорных катка. Второй образец — А-32 (он же А-20Г), отличался наличием только гусеничного хода и базой на 5 опорных катков. А так же у него планировалось установка более толстой брони, за счет отсутствия колесного хода. Комиссия была более склонна к первому варианту (А-20). Но в итоге обсуждений было принято решение построить оба образца в металле. Два танка были готовы уже к маю 1939 года и готовы к испытаниям. Все лето шли испытания, сначала на заводе, потом в Кубинке. Орудия у танков были разные: у А-32 было 76-мм орудие Л-10, а у А-20 всего лишь 45-мм 20-К. Обе машины успешно завершили испытания и отправились на показ в Москву. Московской комиссии больше понравилась гусеничная машина. Ей решили дать продолжение, а к А-20 к сожалению, больше уже не притрагивались.
Вооружение
- Орудие 45 мм 20-К;
- Боекомплект – 152 снаряда;
- Начальная скорость полета бронебойного снаряда, м/с, — 760;
- Начальная скорость полета подкалиберного снаряда, м/с, — 1070;
- Прицельная дальность, м, — 1500;
- Углы вертикальной наводки, град.: −8…+25°;
- Скорострельность, выстр./мин – до 12;
- Дополнительное вооружение: два пулемета ДТ. Один спарен с орудием, второй — курсовой.
ТТХ
Общая информация
- Масса, т — 18
- Экипаж, ч. — 4. Командир (он же наводчик), Заряжающий, Стрелок-радист, Механик-водитель.
- Длина корпуса, мм — 5660
- Ширина корпуса, мм — 2550
- Высота, мм — 2411
Бронирование
Лоб корпуса, мм/град. | 25 / 57° |
Борт корпуса, мм/град. | 25 / 0° |
Корма корпуса (верх), мм/град. | 16 / 47° |
Корма корпуса (низ), мм/град. | 16 / 45° |
Днище, мм | 10 |
Крыша корпуса, мм | 10 |
Борт башни, мм/град. | 25 / 25° |
Лоб башни, мм | 25 |
Корма башни | 25 |
Ходовые качества
- Мощность двигателя, л. с. — 500
- Максимальная скорость, км/ч — 85 на колесах. На гусеницах 57.
- Запас хода по шоссе, км — 400 на колесах.
- Удельная мощность, л. с./т — 27,7
- Преодолеваемый подъём, град. — 39°
Применение в бою
Великая Отечественная война (ноябрь — декабрь, 1941 г.) — Принимал участие в Битве за Москву. После полученных повреждений в декабре отправлен на ремонт. Дальнейшая судьба, к сожалению, неизвестна. Возможно, был переоборудовали под серийный Т-34.
Фотографии танка А-20
Танк в культуре
Танк А-20 представлен в игре World of Tanks в качестве советского легкого танка четвертого уровня.