Содержание

Су-122 – это одна из первых советских САУ класса штурмовых орудий, которая была принята в крупносерийное производство. Ее также можно было использовать как штурмовую гаубицу.
История создания СУ-122
Еще до Второй мировой войны в СССР активно работали над созданием самоходной артиллерии для оснащения Красной Армии. Однажды было предложено создать полностью бронированную боевую машину, которая поддерживала бы пехоту и танки непосредственно на поле боя. В 1930-е годы проект подобной машины заказали немецкой фирме, но фирма ни в сроки, ни в цену не уложилась, так что советская сторона отклонила проект. Итогом этих разработок стали StuG III – штурмовые САУ на базе PzKpfw III. В ответ на это в СССР в 1940-1941 году было решено создать аналогичную машину.
Из-за активного наступления вермахта и потери производственных мощностей требовалось максимально удешевить и упростить конструкцию выпускаемых танков. По этой причине штурмовой танк У-33 стали разрабатывать на ходовой части Т-34, вооруженный его 76-мм пушкой ЗИС-22. Чтобы снизить трудоемкость машины конструкторы отказались от башни. Это также позволило усилить бронирование за счет резерва примерно в две тонны. К сожалению, проект так и не реализовали в металле – заводы были заняты выпуском Т-34.
В октябре 1942 года поступил приказ – как можно быстрее разработать 122-мм бронированную самоходную гаубицу для борьбы с танками врага. Т-34 как раз покинули сборочные линии завода, и конструкторы и инженеры полностью сконцентрировались на поступившем приказе. В итоге 29 октября, всего за десять дней, был разработан проект У-35, совместивший в себе лучшие черты У-33 и У-34, другой опытной машины под те же требования.
30 ноября протопит У-35 поступил на серийные испытания. Было выявлено множество недостатков, некоторые из которых устранили сразу же. Однако в целом машина требовала серьезной доработки.
В декабре У-35 проходил государственные испытания вместе с СУ-122/Т-3 – машине на базе трофейного PzKpfw III. По результатам испытаний У-35 приняли на вооружение под названием СУ-122. Машина требовала около полусотни доработок, но она была очень нужна на фронте, поэтому первую серию было разрешено выпустить «как есть». Большинство недостатков устранили прямо на стадии выпуска, и только первые 10 предсерийных машин были существенно хуже остальных из-за «ломаной» лобовой части, малых размеров маски орудия и ряда других недостатков. После этого СУ-122 несколько раз совершенствовали и дорабатывали.
Тактико-технические характеристики (ТТХ) СУ-122
Общая информация
- Боевая масса – 29,6 т;
- Компоновочная схема — моторно-трансмиссионное отделение в корме, боевое в передней части;
- Экипаж – 5 человек;
- Количество выпущенных – 638 штук.
Размеры
- Длина корпуса – 6950 мм;
- Ширина корпуса – 3000 мм;
- Высота – 2235 мм;
- Клиренс – 400 мм.
Бронирование
- Лоб корпуса (верх) — 45/50° мм/град;
- Лоб корпуса (низ) — 45/45° мм/град;
- Борт корпуса (верх) — 45/40° мм/град;
- Борт корпуса (низ) – 45 мм;
- Корма корпуса (верх) — 40/48° мм/град;
- Корма корпуса (низ)- 40/45° мм/град;
- Днище – 15 мм;
- Крыша корпуса – 20 мм;
- Лоб рубки — 45/50° мм/град;
- Маска орудия – 45 мм;
- Борт рубки — 45/20° мм/град;
- Корма рубки — 45/10° мм/град.
Вооружение
- Калибр и марка пушки — 122-мм гаубица M-30С;
- Длина ствола – 22,7 калибра;
- Боекомплект пушки – 40;
- Углы ВН: −3…+25°;
- Углы ГН: 20°
- Прицел — панорама Герца.
Подвижность
- Тип двигателя – дизель;
- Мощность двигателя – 500 л.с.;
- Скорость по шоссе – 55 км/ч;
- Скорость по пересечённой местности – 15-20 км/ч;
- Запас хода по шоссе – 600 км;
- Удельная мощность — 16,8 л.с./т;
- Тип подвески — пружинная «свечная» (Кристи);
- Удельное давление на грунт — 0,68 кг/см²;
- Преодолеваемый подъём — 33°;
- Преодолеваемая стенка — 0,73 м;
- Преодолеваемый ров — 2,5 м;
- Преодолеваемый брод — 1,3 м.
Модификации
Официально у СУ-122 не было модификаций, но в процессе серийного производства она много раз видоизменялась. В итоге САУ различных серий серьезно отличались друг от друга, причем часто изменения предыдущей серии не наследовались машинами следующей.
На базе СУ-122 было построено несколько опытных машин:
- СУ-122М. Попытка установить в машину гаубицу У-11 для увеличения пространства боевого отделения. Также это позволило сократить экипаж до пяти человек. К сожалению, в результате масса машины сильно возросла вместе со стоимостью производства, и СУ-122М была выпущена только в единственном экземпляре. Некоторые наработки от этой машины применили в СУ-85;
- СУ-122-III – попытка создать орудие со 122-мм гаубицей рамного типа. Эта машина считается предсерийным образцом СУ-85 со 122-мм орудием. В ходе испытаний орудие СУ-122-III несколько раз отказывало, так что работа над этой САУ была прекращена, и все силы бросили на СУ-85.
Применение в бою
Первые самоходно-артиллерийские полки были сформированы в конце 1942 года, а 1 января в них поступили первые СУ-122. В целом машины показывали себя достаточно хорошо, однако у экипажей пока не было опыта управления САУ. Кое-где экипажи СУ-122 стали комплектовать не танкистами, а артиллеристами, что повысило их эффективность.
СУ-122 активно участвовали в Курской битве, в контрударе под Прохоровкой и в других боях, постепенно становясь поддерживающим штурмовым оружием для огня прямой наводкой. Постепенно количество машин уменьшалось из-за огромных потерь. Также СУ-122 стали выводить из составов САП, заменяя их на СУ-85, а отремонтированные СУ-122 передавая по несколько штук в другие подразделения.
В начале 1944 года СУ-122 активно применяли на Белорусском и Калининском фронтах, но уже к апрелю их практически не осталось, а в Берлинской битве участвовало меньше десятка машин.
Несколько СУ-122 захватили немецкие войска. Они использовали их как трофейные, присвоим им название StuG SU122(r).
Память о танке
Единственная сохранившаяся СУ-122 сегодня выставлена в Бронетанковом музее Кубинки. В киевском музее ВОВ выставлена грубая имитация СУ-122, сделанная из СУ-100 с обрезанным стволом.
Фотографии СУ-122
Танк в культуре
СУ-122 можно встретить в ряде компьютерных игр:
- «Блицкриг» и «Блицкриг II»;
- «Sudden Strike 3: Arms for Victory»;
- «Close Combat III: The Russian Front»;
- В игре World of Tanks СУ-122 можно получить из СУ-85, установив на нее гаубицу М-30С. Машина при этом все равно будет называться СУ-85.