Содержание
ПТ-76, или Объект 740 – это плавающий танк послевоенного периода.
История создания
Еще до Второй мировой в СССР активно разрабатывались плавающие танки. К началу войны работы по ним прекратили, так как перед конструкторами появились куда более важные задачи. К 1941 году у СССР был крупнейший в мире парк плавающих танков, однако уже в начале войны практически все они были потеряны. Да и надежность и боевые возможности этих машин оставляли желать лучшего.
После окончания войны проблему отсутствия амфибийной техники надо было решать. Особенно актуально это было потому, что в случае конфликта с Европой сражаться бы пришлось на их территориях, где очень много водных преград.
В 1949 году начались работы сразу над двумя новыми машинами: плавающим танком Объект 740 и плавающим бронетранспортером Объект 750, который позже стал БТР-50.
К весне 1950 года был завершен опытный образец плавающего танка, и его сразу же отправили на государственные испытания. Также к этому же времени был завершен аналогичный танк с другого завода – К-90.
На сравнительных испытаниях Объект 740 показал, что он гораздо проходимее К-90, и при этом превосходит выданные требования практически по всем параметрам. В итоге в 1951 году Объект 740 приняли на вооружение, назвав его ПТ-76, Плавающий Танк с 76-мм орудием.
Тактико-технические характеристики танка (ТТХ)
Общая информация
- Классификация — лёгкий плавающий танк;
- Боевая масса — 14,5 т;
- Компоновочная схема – классическая;
- Экипаж – 3 человека;
- Количество выпущенных – 3039 штук.
Размеры
- Длина корпуса – 6910 мм;
- Длина с пушкой вперёд – 7625 мм;
- Ширина корпуса – 3140 мм;
- Высота – 2195 мм;
- База – 4080 мм;
- Колея – 2740 мм;
- Клиренс – 370 мм.
Бронирование
- Тип брони — стальная катаная гомогенная высокой твёрдости;
- Лоб корпуса (верх) — 10 / 80° мм/град;
- Лоб корпуса (середина) — 10 / 45° мм/град;
- Лоб корпуса (низ) — 10 / 45-90° мм/град;
- Борт корпуса (верх) – 10 мм;
- Борт корпуса (низ) – 8 мм;
- Корма корпуса (верх) – 6 мм;
- Корма корпуса (середина) — 6 / 45° мм/град;
- Корма корпуса (низ) — 6 / 45-90° мм/град;
- Днище – 5 мм;
- Крыша корпуса — 6 / 85-90° мм/град;
- Лоб и борт башни — 15 / 35° мм/град
- Корма башни — 10 / 35° мм/град;
- Крыша башни – 6 мм.
Вооружение
- Калибр и марка пушки — 76-мм Д-56Т;
- Тип пушки — нарезная пушка;
- Боекомплект пушки – 40;
- Углы ВН,: −4…+30°;
- Углы ГН: 360°;
- Дальность стрельбы – до 12 км;
- Прицел — телескопический ТШК-66;
- Пулемет — 7,62-мм СГМТ.
Подвижность
- Тип двигателя – В-6 шестицилиндровый дизельный жидкостного охлаждения;
- Мощность двигателя – 240 л.с.;
- Скорость по шоссе — 44 км/ч;
- Скорость по пересечённой местности – 20-25 км/ч;
- Скорость на плаву — 10,2 км/ч;
- Запас хода по шоссе – 240-260 км;
- Запас хода по пересечённой местности – 180-210 км;
- Тип подвески — индивидуальная торсионная;
- Удельное давление на грунт — 0,5 кг/см²
- Преодолеваемый подъём — 38°;
- Преодолеваемая стенка – 1,1 м;
- Преодолеваемый ров – 2,8 м.
Модификации
- ПТ-76 модель 1, с установленным орудием Д-56Т;
- ПТ-76 модель 2, с установленным орудием Д-56ТМ и модернизированным дульным тормозом на пушке;
- ПТ-76 модель 3, с орудием Д-56ТМ и двухкамерным дульным тормозом на пушке;
- ПТ-76Б, глубоко модифицированная модель ПТ-76 с пушкой Д-56ТС, увеличенным водоизмещением, большим запасом топлива, стабилизатором орудия и другими усовершенствованиями. В последствии стала даже популярнее обычныхПТ-76;
- ПТ-76М – экспериментальная машина, сделанная в единственном экземпляре;
- В 1990-е годы в Индонезии ПТ-76 модернизировали, установив на них 90-мм пушки, а также новые трансмиссии и двигатели. В западных источниках эти машины называют ПТ-2000.
Также на базе ПТ-76 производился ряд опытных и серийных бронетранспортеров в СССР и Китае.
Применение в бою
ПТ-76 после своего выпуска широко использовались не только СССР, но и множеством других стран, куда они были проданы или подарены.
ПТ-76 активно применяли в нескольких вооруженных конфликтах: во Вьетнамской войне, в 1967 и 1973 годах в конфликтах между Сирией, Египтом и Израилем, в индо-пакистанской войне, в войне в Югославии 1991-1995 годов. Несколько раз ПТ-76 участвовали в боевых действиях в Чечне.
3 марта 1969 года произошло первое крупное столкновение американских танков с вьетнамскими. Американский лагерь Бен-Хет был атакован 4-м батальоном 202-го танкового полка, в котором было 12 ПТ-76 и несколько БТР-50ПК. К сожалению, атака оказалась неудачной и захлебнулась после потери одного БТР и двух ПТ-76.
В 1971 году индийские ПТ-76 принимали участие в войне с Пакистаном. Они воевали в районе Восточной Бенгалии и были весьма эффективным в дельте Ганга большим количеством водных преград.
В 1976 году ПТ-76 участвовали в войне в Египте, однако их применяли без особого успеха и не по назначению. В боях было подбито около 29 машин, причем их бросили прямо на поле боя. А несколько десятков ПТ-76 были переданы Армии обороны Израиля, где их модифицировали, установив новые радиостанции, пулеметы и двигатели.
В 1973 году ПТ-76 принимали участие в войне Судного дня, причем они были у обеих враждующих сторон.
Сегодня ПТ-76 до сих пор состоит на вооружении у некоторых стран, а в 2004 году около сотни машин даже было в армии России.
Память о танке
Поскольку ПТ-76 – это достаточно новая машина, сегодня его можно увидеть во многих городах России и мира в качестве монумента, например, в Севастополе. Также он выставлен в целом ряде музеев: В Бронетанковом музее в Кубинке, музее БТТ в Сомюре, в музее Великой Отечественной войны в Киеве и др.
Фотографии танка
Танк в культуре
ПТ-76 присутствует в еще не выпущенной многопользовательской игре про современную бронетанковую технику Armored Warfare.