Королевский Тигр — тяжелый танк конца Второй мировой

Королевский Тигр (PzKpfw VI) – это немецкий тяжелый танк времен конца Второй мировой. Имел отличное вооружение и солидную защиту, но по балансу характеристик уступал своему предшественнику, первому Тигру.

Королевский тигр

История создания

В августе 1942 года было разработано задание создать тяжелый танк, который заменит тяжелый танк Тигр Pz.VI Ausf.E. На машину планировалось поставить новую пушку 88-мм. Проектированием занялась фирма Henschel и завод Friedrich Krupp AG.

Ничего принципиально заводом Круппа нового придумано не было – прототип VK 4502(Р) был почти таким же, как первый Тигр – с той же ходовой и силовой установкой, только немного переработанным под новые требования. В других вариантах было предложено использовать другие типы двигателей, также существовало два варианта компоновки – с задним и передним расположением башни.

Однако проект был слишком дорогим, с ненадежной трансмиссией, и в целом незаконченным, но несколько башен все же было выпущено, и затем установлено уже на серийные машины. У фирмы Henschel дела обстояли лучше – их прототип VK 4503(Н) был максимально унифицирован с танком Пантера II и лучше соответствовал требованиям.

В итоге, когда в январе 1943 года модель VK4503(Н) показали Гитлеру, он ее одобрил. До конца 1943 изготовили первые предсерийные машины, которые получили название Panzerkampfwagen VI Ausf.B (Sd.Kfz. 182). Позже его заменили на Panzerkampfwagen Tiger Ausf.B или Tiger II.

Неофициальное имя, «Королевский Тигр», в Германии почти не использовали, но у противников, особенно у СССР, именно оно стало самым популярным.

Серийно производить танк начали в 1944 году. По плану должно было быть изготовлено 1237 машин, но из-за бомбардировок заводов план выполнен не был.

Королевский тигр

ТТХ

Общая информация

  • Классификация – тяжелый танк;
  • Боевая масса – 68 тонн;
  • Компоновочная схема – классическая, трансмиссия спереди;
  • Экипаж – 5 человек;
  • Годы производства – 1943-1945;
  • Годы эксплуатации – 1944-1945;
  • Всего выпущено – 489 штук.

Размеры

  • Длина корпуса – 7380 мм;
  • Длина с пушкой вперед – 10286 мм;
  • Ширина корпуса – 3755 мм;
  • Высота – 3090 мм;
  • Клиренс – 495 мм.

Бронирование

  • Тип брони – стальная гомогенная катаная, поверхностно закаленная;
  • Лоб корпуса, верх — 150 / 50° мм/градус;
  • Борт корпуса, верх — 80 / 25° мм/градус;
  • Корма корпуса — 80 / 30° мм/градус;
  • Днище – 25-40 мм;
  • Крыша корпуса – 40 мм;
  • Лоб башни – 107 мм у башен Порше и 185 мм у башен Хеншеля, на 10 градусов;
  • Маска орудия – 65-100 мм;
  • Борт башни — 80 / 20° мм/градус;
  • Корма рубки — 80 / 18° мм/градус;
  • Крыша башни — 40 / 80—90° мм/градус.

Вооружение

  • Калибр и марка пушки — 88-мм KwK 43 L/71;
  • Тип пушки – нарезная танковая;
  • Длина ствола – 71 калибр;
  • Боекомплект – 77 или 84, в зависимости от башни;
  • Углы ВН: −8…+15°;
  • Углы ГН – 360 градусов;
  • Дальность стрельбы – примерно 4 километра;
  • Прицел — телескопический TZF 9d/1;
  • Пулеметы — 2 × 7,92-мм MG-34 и 1 × 7,92-мм MG-42 (не у всех моделей);
  • Другое вооружение – мортирка 26-мм Nahkampfgerät.

Подвижность

  • Тип двигателя – Maybach HL 230, 12-цилиндровый V-образный карбюраторный, с жидкостным охлаждением;
  • Мощность – 700 лошадиных сил;
  • Тип подвески – торсионная индивидуальная;
  • Скорость по шоссе – 38 километров в час, максимально 41,5;
  • Скорость по пересеченной местности – 13 километров в час;
  • Запас хода по шоссе – 150 километров;
  • Запас хода по пересеченной местности – 70 километров;
  • Удельная мощность — 10,3 л.с./тонну;
  • Преодолеваемый подъем – 35 градусов;
  • Преодолеваемая стенка – 0,85 метров;
  • Преодолеваемый ров – 2,5 метра;
  • Преодолеваемый брод – 1,6 метров.

Королевский тигр

Модификации

Фактически существовала только одна модификация. Первые 47 серийных танков выпустили с башней от VK 45.02(P) Порше, остальные с башней VK 4502(H) Хеншеля.

10 танков переоборудовали в командирские Panzerbefelhswagen Tiger II:

  • Sd.Kfz. 267 для связи в звене «полк-дивизия»;
  • Sd.Kfz. 268 для связи «рота-батальон».
Королевский Тигр
Sd.Kfz. 267
Королевский Тигр
Sd.Kfz. 268

Машины на базе Королевского тигра

На базе PzKpfw VI была построена все одна машина – САУ Panzerjäger Tiger, или Jagdtiger. Весила 75 тонн, что делало ее самым тяжелым образцом серийной бронетехники в мире. Базировалась на шасси второго Тигра, вооружалась пушкой PaK 44. Было выпущено 70-79 САУ этого типа. Применялись эти машины мало, но иногда показывали себя эффективно – в одном бою Ягдтигр смог уничтожить 19 «Шерманов».

Jagdtiger

Применение в бою

Сразу после производства Королевские тигры стали поступать в танковые батальоны для замены танка Тигр I. Новых частей со вторыми Тиграми не создавалось.

Их первый полноценный бой произошел в Нормандии, на западном фронте, 18 июля 1944 года. 26 Королевских тигров вместе с обычными контратаковали в районе Кана против англичан. Тигры проявились себя отлично – у англичан сожгли 40 танков, а «Королевских тигров» было потеряно всего лишь три. Кстати, любопытно, что первый «Королевский тигр» был уничтожен тараном – достаточно редкая ситуация.

Для союзников новый танк немцев оказался сюрпризом, причем весьма неприятным. Эффективно ос ним мог сражаться только Шерман-Файрфлай и американские САУ. Впрочем, удавалось подбивать тигров крупной артиллерией и авиацией, особенно эффективны были авиаудары по базам снабжения и тылам.

В основном «Королевские тигры» сражались на советско-германском фронте – впервые сражение прошло в августе 1944, на первом Украинском фронте, на Сандомирском плацдарме. В ходе этого известного эпизода было подбито несколько вторых Тигров, хотя точное число установить проблематично. Больше всего машин было уничтожено экипажем танка Т-34-85 под командованием младшего лейтенанта П.А. Оськина – он сжег минимум три немецких машины. А ночью 12-13 августа два Т-34 ворвались в Оглендув и за счет внезапной атаки получили в свое распоряжение целых три новых «королевских», даже с полным боекомплектом.

13 августа 1944 года советские ИС-2 подбили много «Тигров» 501-го батальона тяжелых танков.

Королевский Тигр

С осени 1944 по весну 1945 PzKpfw VI продолжали действовать на советском-германском фронте в Пруссии, Польше и Венгрии. Танки были капризны в эксплуатации, малоподвижны и ненадежны, но благодаря 88-мм орудию достигали впечатляющих результатов, к примеру, в Венгрии. Но эффективны они оказывались, только оказавшись в нужное время в нужном месте.

Последний уничтоженный в бою «Королевский тигр» подбили в Берлине, второго мая 1945 года, на мосте Шпандау.

Королевский тигр в культуре

Королевский Тигр достаточно популярен в стендовом моделизме – его выпускает японская Tamiya и китайский Dragon. Модели российской фирмы «Звезда» выпускаются по лицензии китайцев. У фирмы Tamiya есть отличная full-option kit модель, с красивыми движениями и аутентичными звуками. Также получить модельку «Королевского Тигра» в масштабе 1:72 можно было в сентябрьском номере журнала «Танки мира» за 2013 год.

Королевский Тигр
Pzkpfw.VI Tiger-B 1k35 (Dragon)

В компьютерных играх машина тоже представлена очень широко – ее можно встретить почти в любой игре, посвященной Второй мировой войне, например, «Panzer Elite Action» или «Call of Duty: World at War». Также Тигр II присутствует в онлайн-играх World of Tanks и WarThunder. Очень часто ТТХ и применение компьютерных «Тигров» совершенно не соответствует реальности.

Память о танке

Сегодня Королевские Тигры представлены во многих музеях мира – во Франции, в Германии, в США, в Швейцарии и, конечно же, в российском музее техники в Кубинке. А в Англии, в танковом музее Бовингтона, стоит единственный сохранившийся до наших дней PzKpfw VI c башней Порше.

Королевский Тигр
Королевский Тигр С башней Порше в Бовингтоне

Фото и видео

Jagdtiger
Jagdtiger
 Jagdtiger
Jagdtiger
Королевский Тигр
Panzerjäger Tiger в Кубинке
Королевсуий Тигр
Королевсуий Тигр в Кубинке
Королевский Тигр
Королевский тигр, захваченный американскими войсками

 

Jagdtiger
Уничтоженный Jagdtiger