Содержание
Т-60 – это легкий советский танк времен Второй мировой войны. Его разработали в августе 1941 года под руководством Астрова, главного разработчика всех легких танков того времени.

История создания Т-60
В мае 1941 года московскому заводу №37 дали задание – наладить серийный выпуск Т-50. К сожалению, завод имел скромные производственные возможности, и справиться с производством такого сложного танка, как Т-50, не мог. Тогда работники завода решили создать новый легкий танк, используя ходовую часть и моторно-трансмиссионную установку танка Т-40.
Разрешение на производство такого танка было получено. Стоит сказать, что разрешение на выпуск относилось к танку Т-60 (030), который внешне был идентичен Т-40 и носил неофициальное название Т-30. Т-60 – это уже второй опытный образец, в котором пулемет ДШК был заменен скорострельной пушкой ШВАК.
Первый серийный Т-60 был выпущен на московском заводе №37 15 сентября 1941 года. Из-за эвакуации завода производство танков на нем было остановлено 26 октября, и танк стали производить на других заводах. Когда в 1942 году появился более совершенный Т-70, производство Т-60 все равно продолжалось. Всего с 1941 года было выпущено 5920 машин.
ТТХ Т-60
Общая информация
- Боевая масса – 5,8 – 6,4 т;
- Экипаж – 2 человека;
- Количество выпущенных – 5920 штук.
Размеры
- Длина корпуса – 4100 мм;
- Ширина корпуса – 2392 мм;
- Высота – 1750 мм;
- Клиренс – 300 мм.
Бронирование
- Тип брони — гомогенная катаная высокой твёрдости;
- Лоб корпуса (верх) — 15/70° и 35/16° мм/град;
- Лоб корпуса (середина) — 35/−28° мм/град;
- Лоб корпуса (низ) — 30/−76° мм/град;
- Борт корпуса — 15/0° мм/град;
- Корма корпуса (верх) — 10/76° мм/град;
- Корма корпуса (низ) — 25/−14° мм/град;
- Днище – 10 мм;
- Крыша корпуса – 13 мм;
- Маска орудия – 20 мм;
- Борт башни – 25-35/25° мм/град;
- Крыша башни – 10 мм.
Вооружение
- Калибр и марка пушки — 20-мм ТНШ;
- Длина ствола — 82,4 калибра;
- Боекомплект пушки — 750;
- Углы ВН: -7…+25°;
- Углы ГН — 360°;
- Прицел — ТМФП-1, механический;
- Пулемет — 7,62-мм ДТ.
Подвижность
- Тип двигателя — ГАЗ-202 бензиновый с жидкостным охлаждением;
- Мощность двигателя – 70 л.с.;
- Скорость по шоссе – 42 км/ч;
- Скорость по пересечённой местности – 20-25 км/ч;
- Запас хода по шоссе – 410-450 км;
- Удельная мощность — 10,7-12,0 л.с.;
- Тип подвески — торсионная индивидуальная;
- Удельное давление на грунт — 0,53-0,63 кг/см²;
- Преодолеваемый подъём — 34°;
- Преодолеваемая стенка — 0,6 м;
- Преодолеваемый ров — 1,7 м;
- Преодолеваемый брод — 0,9 м.
Модификации Т-60
Официально у Т-60 не было модификаций, но существовало три варианта этой машины, которые отличались по ТТХ из-за варьирующейся массы танка:
- Ранний Т-60 с 25-мм катаной цементированной лобовой броней, с ленивцем, не идентичным опорным каткам;
- Основной серийный Т-60 с 35-мм катаной гомогенной лобовой броней высокой твердости, опорные катки и ленивец унифицированы;
- Экранированный Т-60 массой до 6,5 тонн.
Опытные танки
- Т-60-1 – танк с более мощным и тяжелым автобусным двигателем ЗИС-16, усиленным бронированием и большими габаритами;
- Т-60 с пушкой ЗИС-19 калибра 37-мм. Она требовала более тяжелой башни, из-за чего запас хода танка сильно сократился, а сильный разгар ствола быстро делал пушку бесполезной;
- Т-60-2 – танк с новой башней и пушкой ЗИС-19БМ калибра 45-мм. Также имел меньший запас хода, но в целом был лучше предыдущей модели. Не выпускался из-за появления Т-70;
- Т-60-3 –танк с модифицированной штатной башней без крыши и с двумя пулеметами ДШК. Имел низкую эргономичность боевого места и неправильно установленный зенитный прицел, что не позволило использовать танк для борьбы с воздушным противником.
На основе Т-60 также создавалось множество других машин, самая интересная из которых – А-40, воздушный танк. А-40 – это танк Т-60, закрепленный на специальном буксируемом планере для включения танка в состав воздушного десанта. Существовал даже опытный образец А-40, который показал, что конструкторы не учли многих факторов, из-за чего проект закрыли и «крылатые танки» выпускать так и не стали.
Применение
Впервые Т-60 массово применялся в битве за Москву – он был почти во всех танковых батальонах и танковых бригадах. Весной 1942 Т-60 прибыли на Ленинградский фронт, причем они доставлялись в осажденный город на угольных баржах, что было очень хорошей маскировкой – немецкие войска не охотились за примелькавшимся топливом. Перемещение танков так и не было обнаружено немецкими войсками.
Т-60 воевали и на южном фронте, в основном в 1942 году в Крыму, участвовали в обороне Сталинграда и Харьковской операции.
КоличествоТ-60 значительно сократилось к ноябрю 1942 года, так как он был очень легкой добычей для танков и считался танком-смертником. Танкисты вообще не любили эти танки, окрестив их БМ-2 – братской могилой на двоих. А вот вражеские солдаты называли Т-60 «неистребимой саранчой».
Последняя крупная операция, в которой участвовал Т-60 – это снятие блокады Ленинграда в 1944 году.
Память о танке
Сегодня известно минимум о шести сохранившихся Т-60:
- Предсерийный Т-60 в Бронетанковом музее в Кубинке;
- Неотреставрирвоанный Т-60 в танковом музее в Пароле, Финляндия;
- Восстановленный до ходового состояния Т-60 в музее техники Вадима Задорожного. Был найден разрушенным под Санкт-Петербургом, в месте последнего массового использования Т-60;
- Т-60 в виде памятника в Ростовской области, в поселке Глубокий;
- Т-60 на ходу в музее «Боевая слава Урала» неподалеку от Екатеринбурга. Ежегодно принимает участие в параде в честь дня Победы;
- Т-60 в музейном комплексе «Сталинградская битва», поднятый в 2011 году со дна пересохшей реки и отреставрированный на заводе спецмашиностроения.
Фотографии танка
Танк в культуре
Т-60 можно увидеть во многих компьютерных играх:
- «Вторая мировая»;
- «В тылу врага 2»;
- «Sudden Strike»;
- «Блицкриг»;
- «Сompany of Heroes 2»;
- ММО-играх World of Tanks и War Thunder.
Зачастую игровые ТТХ танка не соответствуют реальным.