Содержание

СМК — это советский экспериментальный тяжелый многобашенный танк. Получил название по имени Сергея Мироновича Кирова. Стал базой для разработки КВ – одного из самых удачных тяжелых танков Великой Отечественной войны.
История создания
Испанская война показала, что все советские танки нуждаются в значительном усилении бронезащиты. Особенно это требование касалось тяжелых танков, так что в 1938 году на Кировском заводе начали разрабатывать тяжелый танк СМК, а на Ленинградском заводе параллельно принялись за разработку Т-100. Работы проводили на конкурсной основе – на вооружение должны были принять только один из двух танков.
До августа 1938 танки находились только на стадии проектов. В конце концов поступил приказ – к первому мая 1939 года изготовить образец СМК. В процессе проектировки и изготовления было решено отказаться от одной из трех башен, и также начались работы над однобашенной версией – будущим КВ. В январе 1939 года началось изготовление танка в металле.
Впервые СМК проехался по заводу 30апреля. Первого августа начались сравнительные полигонные испытания вместе с Т-100 и КВ. СМК выдержал испытания, однако было отмечено, что машину вести достаточно сложно, а командир плохо справляется с управлением огнем сразу из двух орудий.
В итоге к декабрю 1939 пробег СМК составлял 1700 км. Серийное производство машины так и не началось.
Тактико-технические характеристики (ТТХ)
Общая информация
- Классификация – тяжелый танк;
- Боевая масса – 55 т;
- Компоновочная схема — классическая, двухбашенная;
- Экипаж – 7 человек;
- Количество выпущенных – 1 штука.
Размеры
- Длина корпуса – 8750 мм;
- Ширина корпуса – 3400;
- Высота, мм 3250
- Клиренс, мм 500
Бронирование
- Тип брони — стальная катаная гомогенная;
- Лоб корпуса – 75 мм;
- Борт корпуса – 60 мм;
- Корма корпуса – 55 мм;
- Днище – 20-30 мм;
- Крыша корпуса – 30 мм;
- Лоб башни – 60 мм;
- Маска орудия – 60 мм;
- Борт башни – 60 мм;
- Корма башни – 60 мм;
- Крыша башни – 30 мм.
Вооружение
- Калибр и марка пушки — 76-мм Л-11 и 45-мм 20К;
- Тип пушки – танковая;
- Длина ствола – 30 калибров у Л-11, 46 калибров у 20К;
- Боекомплект пушки 113 и 300 соответственно;
- Углы ВН: +35°/-7° (76-мм) и +25°/-7° (45-мм);
- Углы ГН: 360° (главная башня) и 270° (малая башня);
- Прицелы — телескопический ТОП обр. 1930 года, перископический ПТ-1 обр. 1932 года
- Пулемёты — 4 × 7,62-мм ДТ, 1 × 12,7-мм ДШК.
Подвижность
- Тип двигателя — V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения ГАМ-34;
- Мощность двигателя – 850 л.с.;
- Скорость по шоссе – 34,5 км/ч;
- Скорость по пересечённой местности – 15 км/ч;
- Запас хода по шоссе – 280 км;
- Запас хода по пересечённой местности – 230 км;
- Тип подвески – торсионная;
- Удельное давление на грунт — 0,662 кг/см²;
- Преодолеваемый подъём – 37 градусов;
- Преодолеваемая стенка – 1,1 м;
- Преодолеваемый ров – 4 м;
- Преодолеваемый брод – 1,7 м.
Применение СМК в бою
30 ноября 1939 года началась советско-финская война. В район боевых действий было решено доставить новоразработанные тяжелые танки, так что туда отправились СМК, КВ и Т-100. В войсках не было специалистов, способных управлять этими машинами, так что в экипажи включили заводских испытателей-добровольцев.
Танки планировалось применить для продавливания вражеской обороны и пробития проходы в проволочном заграждении. СМК возглавил колонную опытных машин, сумел проломить забор, преодолеть ров и подойти к гранитным надолбам. Пробить машину финнам так и не удалось.
На следующий день атаку повторили еще два раза – и оба раза все опытный машины возвращались неповрежденными. После приказа поддержать части, прорвавшиеся в районе Сумы, танки построились в колонну, которую также возглавил СМК. После одного попадания у танка заклинило башню, а на дороге машина наехала на груду ящиков и была повреждена взрывом. Т-100 и КВ вместе с неподвижным СМК образовали треугольную крепость. Они отстреливались, попутно пытаясь поставить СМК на ход, но повреждения были слишком серьезными, а гололед не позволил Т-100 буксировать поврежденную машину.
В итоге СМК расстрелял весь боезапас, и его экипаж перебрался на Т-100, который вместе с КВ вернулся в 20-ю танковую бригаду.
В конце декабря 1939 года поврежденный СМК попытались эвакуировать, но ничего не получилось из-за встречного огня. После этого танк пытались вытащить еще несколько раз, но 55-тонная машина прочно засела в воронке. Долгое время СМК использовали как блиндаж, который хорошо защищал от пуль и выдерживал прямые попадания из вражеских орудий.
После войны танк удалось вытащить – для этого пришлось использовать шесть Т-28. Его отбуксировали к Перк-Ярви, разобрали и отправили на Кировский завод. Сначала танк планировалось передать в Кубинку после ремонта, но ремонт так и не был произведен, и в 1950-х СМК отправили на переплавку.
Фотографии танка
Танк в культуре
СМК представлен в игре War Thunder как советский премиумный танк.