СМК — Советский тяжелый экспериментальный танк 1939 г.

фот СМК вид сбоку
СМК вид сбоку

СМК — это советский экспериментальный тяжелый многобашенный танк. Получил название по имени Сергея Мироновича Кирова. Стал базой для разработки КВ – одного из самых удачных тяжелых танков Великой Отечественной войны.

История создания

Испанская война показала, что все советские танки нуждаются в значительном усилении бронезащиты. Особенно это требование касалось тяжелых танков, так что в 1938 году на Кировском заводе начали разрабатывать тяжелый танк СМК, а на Ленинградском заводе параллельно принялись за разработку Т-100. Работы проводили на конкурсной основе – на вооружение должны были принять только один из двух танков.

До августа 1938 танки находились только на стадии проектов. В конце концов поступил приказ – к первому мая 1939 года изготовить образец СМК. В процессе проектировки и изготовления было решено отказаться от одной из трех башен, и также начались работы над однобашенной версией – будущим КВ. В январе 1939 года началось изготовление танка в металле.

Впервые СМК проехался по заводу 30апреля. Первого августа начались сравнительные полигонные испытания вместе с Т-100 и КВ. СМК выдержал испытания, однако было отмечено, что машину вести достаточно сложно, а командир плохо справляется с управлением огнем сразу из двух орудий.

В итоге к декабрю 1939 пробег СМК составлял 1700 км. Серийное производство машины так и не началось.

Тактико-технические характеристики (ТТХ)

Общая информация

  • Классификация – тяжелый танк;
  • Боевая масса – 55 т;
  • Компоновочная схема — классическая, двухбашенная;
  • Экипаж – 7 человек;
  • Количество выпущенных – 1 штука.

Размеры

  • Длина корпуса – 8750  мм;
  • Ширина корпуса – 3400;
  • Высота, мм       3250
  • Клиренс, мм    500

Бронирование

  • Тип брони — стальная катаная гомогенная;
  • Лоб корпуса – 75 мм;
  • Борт корпуса – 60 мм;
  • Корма корпуса – 55 мм;
  • Днище – 20-30 мм;
  • Крыша корпуса – 30 мм;
  • Лоб башни – 60 мм;
  • Маска орудия – 60 мм;
  • Борт башни – 60 мм;
  • Корма башни – 60 мм;
  • Крыша башни – 30 мм.

Вооружение

  • Калибр и марка пушки — 76-мм Л-11 и 45-мм 20К;
  • Тип пушки – танковая;
  • Длина ствола – 30 калибров у Л-11, 46 калибров у 20К;
  • Боекомплект пушки   113  и 300 соответственно;
  • Углы ВН: +35°/-7° (76-мм) и +25°/-7° (45-мм);
  • Углы ГН: 360° (главная башня) и 270° (малая башня);
  • Прицелы — телескопический ТОП обр. 1930 года, перископический ПТ-1 обр. 1932 года
  • Пулемёты — 4 × 7,62-мм ДТ, 1 × 12,7-мм ДШК.

Подвижность

  • Тип двигателя — V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения ГАМ-34;
  • Мощность двигателя – 850 л.с.;
  • Скорость по шоссе – 34,5 км/ч;
  • Скорость по пересечённой местности – 15 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 280 км;
  • Запас хода по пересечённой местности – 230 км;
  • Тип подвески – торсионная;
  • Удельное давление на грунт — 0,662 кг/см²;
  • Преодолеваемый подъём – 37 градусов;
  • Преодолеваемая стенка – 1,1 м;
  • Преодолеваемый ров – 4 м;
  • Преодолеваемый брод – 1,7 м.

Применение СМК в бою

30 ноября 1939 года началась советско-финская война. В район боевых действий было решено доставить новоразработанные тяжелые танки, так что туда отправились СМК, КВ и Т-100. В войсках не было специалистов, способных управлять этими машинами, так что в экипажи включили заводских испытателей-добровольцев.

Танки планировалось применить для продавливания вражеской обороны и пробития проходы в проволочном заграждении. СМК возглавил колонную опытных машин, сумел проломить забор, преодолеть ров и подойти к гранитным надолбам. Пробить машину финнам так и не удалось.

На следующий день атаку повторили еще два раза – и оба раза все опытный машины возвращались неповрежденными. После приказа поддержать части, прорвавшиеся в районе Сумы, танки построились в колонну, которую также возглавил СМК. После одного попадания у танка заклинило башню, а на дороге машина наехала на груду ящиков и была повреждена взрывом. Т-100 и КВ вместе с неподвижным СМК образовали треугольную крепость. Они отстреливались, попутно пытаясь поставить СМК на ход, но повреждения были слишком серьезными, а гололед не позволил Т-100 буксировать поврежденную машину.

В итоге СМК расстрелял весь боезапас, и его экипаж перебрался на Т-100, который вместе с КВ вернулся в 20-ю танковую бригаду.

В конце декабря 1939 года поврежденный СМК попытались эвакуировать, но ничего не получилось из-за встречного огня. После этого танк пытались вытащить еще несколько раз, но 55-тонная машина прочно засела в воронке. Долгое время СМК использовали как блиндаж, который хорошо защищал от пуль и выдерживал прямые попадания из вражеских орудий.

После войны танк удалось вытащить – для этого пришлось использовать шесть Т-28. Его отбуксировали к Перк-Ярви, разобрали и отправили на Кировский завод. Сначала танк планировалось передать в Кубинку после ремонта, но ремонт так и не был произведен, и в 1950-х СМК отправили на переплавку.

Фотографии танка

Танк в культуре

СМК представлен в игре War Thunder как советский премиумный танк.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.