Т-38 – советский малый плавающий танк

Т-38
Т-38

Т-38 – это малый плавающий танк, произведенный в СССР. По сути является улучшенной версией Т-37А.

История создания

После выпуска Т-37А стало сразу понятно, что он имеет ряд технических недостатков. Их частично устранили в 1935 году, назвав новый танк Т-38. Конструкторы сохранили форму корпуса, но сделали новый танк ниже и шире, за счет чего он стал гораздо устойчивее на плаву. Башня танка осталась практически неизменной, а вот подвеску и трансмиссию серьезно переработали, что сделало танк более быстрым.

Несмотря на такие серьезные улучшения, новый танк оказался также очень ненадежным – он постоянно ломался даже на испытаниях. Однако на вооружение его все же приняли, и почти до окончания войны активно применяли вместе с предшественником Т-37А.

Т-38 в музее
Т-38 в музее
Т-38 в музее
Т-38 в музее

ТТХ

Общая информация

  • Классификация – малый/плавающий танк;
  • Боевая масса – 3,3 т;
  • Экипаж – 2 человека;
  • Количество выпущенных – 1340 штук.

Размеры

  • Длина корпуса – 3780 мм;
  • Ширина корпуса – 2330 мм;
  • Высота – 1630 мм;
  • Клиренс – 300 мм.

Бронирование

  • Тип брони — стальная катаная гомогенная;
  • Лоб корпуса (верх) — 9/10° мм/град;
  • Лоб корпуса (середина) — 6/80° мм/град;
  • Лоб корпуса (низ) — 9/20° мм/град;
  • Борт корпуса — 9/0° мм/град;
  • Корма корпуса (верх) — 6/80° мм/град;
  • Корма корпуса (середина) —  9/20° мм/град;
  • Корма корпуса (низ) — 9/60° мм/град;
  • Днище — 4/80-90° мм/град
  • Крыша корпуса – 4 мм;
  • Лоб башни — 8/0° мм/град;
  • Борт башни — 8/0° мм/град;
  • Корма башни — 8/0° мм/град;
  • Крыша башни – 4 мм.

Вооружение

  • Пулемет —  7,62-мм ДТ.

Подвижность

  • Тип двигателя — рядный 4‑цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения;
  • Мощность двигателя – 40 л.с.;
  • Скорость по шоссе – 40 км/ч;
  • Скорость по пересечённой местности – 15-20 км/ч;
  • Скорость на плаву – 6 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 250 км;
  • Тип подвески — сблокированная попарно, на горизонтальных пружинах;
  • Удельное давление на грунт  — 0,45 кг/см² ;
  • Преодолеваемый подъём – 33 градуса;
  • Преодолеваемая стенка – 0,5 м;
  • Преодолеваемый ров – 1,6 м.

Модификации Т-38

  • Т-38М  — усовершенствованный Т-38. Также имел ряд дефектов и недостатков, однако в целом был на порядок лучше своего предшественника. Так и не вышел в серию из-за того, что было решено бросить все силы на проект другого малого плавающего танка.

Применение в бою

Т-38 был принят на вооружение в 1936 году. Он сразу же получил массу хвалебных отзывов, однако был у него и ряд недостатков, самый главный из которых – плохая плавучесть. Т-38 был даже не в состоянии перевезти двоих полностью экипированных бойцов – нагрузка свыше 150 килограмм не давала танку маневрировать в воде и совершать ряд других действий. Было также вскрыто множество недостатков, не связанных с водоходными качествами машины. В итоге уже к осени 1937 года танк был объявлен небоеспособным, но на вооружении его все равно оставили.

Боевое крещение Т-38 получил в 1939 году в ходе польской компании. Более широко плавающие танки использовали в советско-финской войне – тогда были даже созданы батальоны плавающих танков из Т-37А и Т-38. Многие танки в ходе войны были потеряны из-за очень тонкой брони – они подрывались даже на пехотных минах.

К Великой Отечественной войне в составе Красной Армии было 1143 Т-38, из которых 214 нуждались в капитальном ремонте. В начале войны их в основном применяли для поддержки пехоты, однако для этих целей машины совершенно не подходили – они легко пробивались противотанковыми пушками, что привело к большим потерям.

Впрочем, известны и удачные случаи применения плавающих танков. Например, в июне 1941 разведывательный взвод этих танков под командованием Жигарева в районе с. Баюны столкнулся с немецкой пехотой и танками и успешно провел атаку, уничтожив одну немецкую танкетку и обратив в бегство вторую.

Уже к весне 1942 на фронте осталось очень мало Т-38, и случаи их применения стали эпизодичными. Известно, что они воевали на Юго-Западном, Карельском и Ленинградском фронтах, причем в основном их применяли для охраны важных объектов.

В сентябре 1942 танки попытались применить по назначению, для форсирования Невы. К несчастью, до вражеского берега сумели добраться только три машины, которые сразу же были уничтожены.

Более удачно Т-38 и Т-37А были использованы в захвате плацдарма на реке Свирь, однако здесь сыграла роль отличная организация операции. Этот захват плацдарма – последний известный эпизод применения плавающих танков в бою.

До самого конца войны Т-38 находились в учебных частях. Особенно хорошо было применять для этого Т-38М со вторым постом управления.

Применение Т-38 за рубежом

В Зимнюю войну финская армия захватила 13 Т-38. Танки были восстановлены, а в 1941 к ним добавилось еще 6 машин. Т-38 вместе с Т-37А применялись достаточно активно, но их достаточно быстро списали, а в 1944 15 оставшихся Т-38 переделали в макеты КВ и Т-34 для тренировки расчетов противотанковых орудий. Эти макеты в Финляндии использовались до 1960 года.

Несколько трофейных Т-38 применялись в немецкой, румынской и венгерской армиях.

Танк в культуре

Т-38 можно увидеть в редакции «Scorched Earth» игры стратегию «Panzer General III». Им можно комплектовать разведывательные части, однако игровые возможности танка совершенно не соответствуют реальным.

Память о танке

Сегодня Т-38 можно увидеть:

  • В Бронетанковом музее в Кубинке;
  • В Москве, в музее Вооруженных сил;
  • В музее «Прорыв Блокады Ленинграда» в Кировском районе. Машина была в 2005 поднята со дна невы;
  • В Свердловской области, в музее военной техники города Верхняя Пышма. Эту машину подняли со дна реки в Новгородской области и отреставрировали на заводе;
  • В Музее техники Вадима Задорожнего. Т-38 и Т-37А в этом музее, вероятно, находятся на ходу;
  • В музее ВОВ на Поклонной горе можно увидеть грубо восстановленную башню Т-38;
  • В музее ВОВ в Киеве под табличкой Т-39 выставлен грубый макет Т-37А.