Содержание
Т-27 в поле
Т-27 – это советская серийная танкетка, разработанная на базе английской танкетки «Карден-Лойд» Мк VI.
История создания
В СССР первые проекты танкеток стали появляться еще в 1919 году. В 20-е годы XX века интерес к таким машинам возрос, и к 1930 году планировалось создать около 70 танкеток, или «пулеметок сопровождения», как их тогда называли.
Было разработано множество проектов танкеток, которые отвергались по различным причинам. Когда в 1930 году советские инженеры посетили Великобританию, они увидели там танкетку Carden-Loyd Mk.IV, самую удачную и совершенную машину своего класса. Было решено закупить 20 таких танкеток и лицензию на их производство в СССР. В том же году танкетку представили командованию, и был отдан приказ о ее крупномасштабном производстве.
Советские конструкторы решили доработать проект на основании собственного опыта, и в ноябре 1930 у них уже был экспериментальный образец. А в январе 1931 они завершили опытный образец Т-27. По сравнению с Carden-Loyd Mk.IV танкетка была увеличена, имела усиленное бронирование, не имела башни и отличалась по конструкции двигателя.
13 февраля 1931 года, до окончания испытаний танкетку приняли на вооружение. На нее возлагали большие надежды – в случае войны Т-27 должен был стать самым массовым танком. Однако уже к 1938 году танкетки как класс были признаны недостаточно боеспособными, и исчезли из армий всего мира. Такая же участь постигла и Т-27.
ТТХ
Общая информация
- Боевая масса – 2,7 т;
- Компоновочная схема — впереди трансмиссия, в центре двигатель, сзади экипаж;
- Экипаж – 2 человека;
- Годы производства – 1931-1933
- Годы эксплуатации – 1931-1941;
- Количество выпущенных – 3295 штук.
Размеры
- Длина корпуса – 2600 мм;
- Ширина корпуса – 1830 мм;
- Высота – 1443 мм;
- Клиренс – 240 мм.
Бронирование
- Тип брони – гомогенная;
- Лоб корпуса (верх) — 10/52°, 10/75°, 10/0° мм/град;
- Лоб корпуса (низ) — 10/−15° мм/град;
- Борт корпуса — 10/0° мм/град;
- Корма корпуса (верх)- 10/0° мм/град;
- Корма корпуса (низ) — 6/0° мм/град;
- Днище – 4 мм;
- Крыша корпуса – 6 мм;
- Лоб башни — 10/30° мм/град (верхние колпаки);
- Маска орудия – 10 мм (щиток пулемета);
- Борт башни — 6/35° мм/град (верхние колпаки);
- Корма башни — 6/30° мм/град (верхние колпаки).
Вооружение
- Пулемет — 7,62-мм ДТ.
Подвижность
- Тип двигателя ГАЗ-А;
- Мощность двигателя – 40 л.с.;
- Скорость по шоссе – 40 км/ч;
- Скорость по пересечённой местности – 16 км/ч;
- Запас хода по шоссе – 120 км;
- Запас хода по пересечённой местности – 60 км;
- Удельная мощность – 14,8 л.с./т;
- Тип подвески — блокированная полужёсткая;
- Удельное давление на грунт – 0,66 кг/см²;
- Преодолеваемый подъём – 30 градусов;
- Преодолеваемая стенка – 0,5 м;
- Преодолеваемый ров – 1,2 м;
- Преодолеваемый брод – 0,5 м.
Модификации и машины на базе Т-27
Танкетка Т-27 в свое время была очень популярна и послужила базой для множества машин:
- Т-27М – опытная САУ с 37-мм пушкой Гочкиса. Было построено два экземпляра. Они даже прошли испытания, но в войска переданы так и не были;
- Т-27 огнеметная. Опытный образец, выпущено 12 штук;
- ОТ-27– огнеметная танкетка образца 1932 года. Огнемет устанавливался на место одного пулемета. Находилась в советской армии до июня 1941;
- М3-27 – минный заградитель с пулеметом ДТ и 170 минами;
- Танкетка снабжения для транспортировки патронов и пулеметных дисков. Не был принят на вооружение из-за плохой проходимости;
- Тягач на базе Т-27 для буксировки противотанковых пушек. Переделывался из обычных Т-27;
- ТТ-27 – опытная телеуправляемая танкетка;
- СУ-3 с безотказной 76-мм пушкой Курчевского. Не прошла испытания;
- Т-27ПХ – танкетка подводного хождения, могла находиться под водой полчаса и преодолевать водные преграды глубиной три метра;
- АС-Т-27 – аэродромный тягач.
Применение в бою
Изначально планировалось использовать Т-27 для сопровождения тяжелых танков, а также для связи и разведки. Машина не подошла для этих целей, и ее передали в кавалерийские и стрелковые дивизии. Достаточно быстро Т-27 стали рассматривать не как боевые, а как учебные машины. Очень часто танкетки использовали на маневрах и парадах, а также для экспериментов, например по авиационной транспортировке.
Т-27 участвовала в боях в Средней Азии против басмачей, а около сотни машин приняли участие в советско-финской войне.
В целом танкетка показала себя неприхотливой и простой машиной, но она значительно уступала новым разработанным танкам, да и ее выпуск оказался трудоемким и дорогим, что и привело в итоге к исчезновению танкеток как класса.
В мае 1941 года Т-27 полностью сняли с вооружения, хотя несколько машин еще остались в армии – на них часто готовили механиков водителей либо использовали их во вспомогательных целях. Часть танкеток участвовала в боях Великой Отечественной войны. В последний раз они упоминаются в отчетах о боях под Москвой и в Крыму.
Фотографии танка
Память о танке
Сегодня танкетку Т-27 можно увидеть в Бронетанковом музее в Кубинке.