Содержание
StuG III – это немецкая средняя по массе САУ класса штурмовых орудий. Была построена на базе танка PzKpfw III и активно применялась во Вторую мировую войну. Была самым массовым представителем бронетехники Германии, выпускалась во множестве модификаций в течение всей войны.
История создания
История третьего Штуга началась в 1935 году, когда появилась идея создать машину «штурмовой артиллерии», для поддержки пехоты. Есть вероятность, что эту идею немцам случайно подсказали русские, обсуждая с компанией Даймлер-Бенц создание опытного образца САУ для Красной Армии. Эскиз даже был разработан, но советскую строну не устроила цена, и сделка не состоялась.
В 1936 году именно фирме «Даймлер-Бенц» заказали спроектировать бронированную машину для поддержки пехоты. Ее следовало вооружить 75-мм пушкой, а также полностью бронировать для защиты экипажа. При этом по высоте машина должна была быть не выше роста среднего солдата.
«Даймлер-Бенц» для разработки решили взять шасси танка Pz. III, тогда еще достаточно нового, а орудие поставить с первых модификаций Pz. IV. После сбора нескольких прототипов в 1937 году их отправили на отработку тактических приемов. Но отработка сильно затянулась, так что Sturmgeschütz III в Польской кампании поучаствовать не успели, и в серию вышли только в феврале 1940 года. Зато потом они модифицировались и производились на протяжении всей Второй мировой.
![StuG III](https://tanki-tut.ru/wp-content/uploads/2017/04/StuG-III-ausf-A-620x373.jpg)
ТТХ
Общая информация
- Классификация – штурмовое орудие;
- Боевая масса – 23,4 тонны;
- Компоновочная схема – трансмиссионное отделение спереди, моторное сзади, управления и боевое в центре;
- Экипаж – 4 человека;
- Годы разработки – 1937;
- Годы производства – 1940-1945;
- Годы эксплуатации – 1940-1950;
- Всего выпущено – 10500 машин.
Размеры
- Длина корпуса – 6770 мм, такая же с пушкой вперед;
- Ширина корпуса – 2950 м;
- Высота – 2950 мм;
- Клиренс – 385 мм.
Бронирование
- Тип брони – литая и стальная катаная;
- Лоб корпуса, верх — 25+30 / 85° мм/градус;
- Борт корпуса – 30 мм;
- Корма корпуса, верх — 30 / 30° мм/градус;
- Днище – 19 мм;
- Крыша корпуса — 16 / 78-87° мм/градус;
- Лоб рубки — 50+30 / 9° мм/градус;
- Маска орудия — 50+30 / 5° мм/градус;
- Борт рубки — 30 / 0° + 8 / 30° мм/градус;
- Крыша рубки — 10 / 78—90° мм/градус.
Вооружение
- Пушка — Stuk 40 L/48 калибра 75 мм;
- Тип пушки – нарезная;
- Длина ствола – 24 калибра;
- Боекомплект пушки – 54 снаряда;
- Углы ВН — −10…+20° градусов;
- Углы ГН – 12 градусов;
- Прицелы — Перископические прицелы SfI ZF 1а и RbIF 36;
- Пулемет — МG 34 калибра 7,92 мм.
Подвижность
- Тип двигателя — V-образный 12-цилиндровый карбюраторный, с жидкостным охлаждением;
- Мощность двигателя – 300 лошадиных сил;
- Скорость по шоссе и пересеченной местности – 38 км/ч;
- Запас хода – 155 км;
- Удельная мощность – 12,8 л.с./т;
- Тип подвески — Индивидуальная торсионная, с гидравлическими амортизаторами;
- Преодолеваемый подъем – 30 градусов;
- Преодолеваемая стенка – 0,6 м;
- Преодолеваемый ров – 2,3 м;
- Преодолеваемый брод – 0,8 м.
Модификации
StuG III активно использовался в течение всей войны, и чтобы он оставался актуальным, его регулярно модифицировали.
- Ausf.A – первая серийная машина на шасси Pz.Kpfw.III Ausf.F. Было создано 36 штук, 6 переделано из Pz.Kpfw.III Ausf.G. Применялись в мае-июне 1940, позже отправились в учебные соединения;
- Ausf.B – похож на предыдущую модель, но с широкими гусеничными траками и опорными катками, с механической коробкой передач. Было построено 300 штук, использовались до конца 1942;
- Ausf.C – с новым бронированием носовой части, без прицела наводчика и с обновленной конструкцией люка водителя для выдвижения прицела за закрытым любом. Создано 50 машин;
- Ausf.D – аналогичен предыдущему варианту, но имел внутреннее переговорное устройство. Построено 150 машин, некоторые переделаны в командирские;
- Ausf.Е – обновленный вариант, с дополнительным бронированием. Построено 284 машины, некоторые переделаны в командирские, с добавлением стробоскопических приборов;
- Ausf.F (Sd.Kfz 142/1) – имел еще более усиленное бронирование и другое орудие — 7.5 cm StuK 40 L/43. За счет этого гораздо эффективнее боролся с британскими и советскими танками. В 1942 создано 366 машин;
- Ausf.F/8 – машина с корпусом танка Pz.Kpfw.III Ausf.J и накладными бронелистами. Построено 250 штук;
- Ausf.G – последний вариант Штуга с предприятий MIAG и Alkett, выпускался с 1942 по 1945. Всего построено целых 7720 единиц. 142 было собрано на шасси Pz.Kpfw.III Ausf., еще 173 переделано из Pz.Kpfw.III. Корпус был как у предыдущей модели, но бронирование улучшили, командиру добавили башенку с перископом;
- StuH 42 — САУ с гаубицей 105-мм;
- StuG (Fl) – самоходная огнеметная установка, созданная в 1943. Было собрано не так уж много машин, в боях они, по документам, не применялись, и в 1944 их преобразовали в StuG III Ausf.G.
![StuG III](https://tanki-tut.ru/wp-content/uploads/2017/04/Ausf.G.jpg)
Машины на базе Stug III
- Munitionspanzer auf StuG 40 Ausf. G – транспортер боеприпасов. Не имел пушки, иногда на крышу ставился кран, чтобы было легче загружать выгружать боеприпасы. Был не слишком широко распространен;
- В Советском Союзе из трофейных Штугов сделали несколько десятков СУ-76И, с более высокой рубкой и наклонными бронелистами. Машины активно использовали в 1943-1944, хотя часто трофейные StuG III воевали на стороне Красной Армии и без доработок.
![СУ-76И](https://tanki-tut.ru/wp-content/uploads/2017/04/СУ-76И-620x465.jpg)
Боевое применение
Впервые StuG III участвовали в боях в Голландии и Франции, весной и летом 1940 года. В целом они хорошо себя проявили, но стало ясно, что для эффективной поддержки пехоты нужно увеличить количество подразделений Штугов.
Обычно из Штугов составляли батареи – по шесть машин, среди которых были боевые САУ и командирская полугусеничная бронемашина Sd.Kfz.253, а также транспортер боеприпасов Sd.Kfz.252.
К концу осени 1940 Штугов произвели достаточно для создания дивизионов. В этот период они воевали в Югославии и Греции, и до кампании на Восточном фронте немцы потеряли только один Sturmgeschutz III.
После 1941 года
В 1941 ситуация серьезно поменялась, и подразделения со Штугами стали нести потери, хотя их количество в армии только увеличивалась за счет активного производства. StuG III в 1942 воевали в Африке, и после поражения под Эль-Аламейном потеряли почти все САУ.
Специально подготовленные для условий пустыни StuG.III Ausf.F/8 в начале 1942 года отправили в Неаполь, а потом в Тунис, где они активно воевали, но в итоге сдались союзникам.
Разумеется, третьи Штуги активно участвовали в операции Барбаросса, причем в достаточно большом количестве. Затем они постоянно воевали на Восточном фронте – в основном это были машины модификации В. Достаточно эффективны они были при штурме укрепленных районов. Танки и противотанковые орудия Красной армии пробивали лобовое бронирование с трудом, а низкий силуэт затруднял попадание. Так что до конца 1941 на Восточном фронте вермахт потерял меньше ста САУ. Примерно тогда же трофейные StuG III стали использоваться Красной армией.
![StuG III](https://tanki-tut.ru/wp-content/uploads/2017/04/Захваченный-Красной-армией-620x405.jpg)
Очень важную роль сыграли StuG III/40 в третьем штурме Севастополя, после которого город пал. Именно экипажи Штугов прорвались к зданию «Панорамы» и поставили на нем флаг Третьего Рейха. Правда, потери в этой битве тоже были понесены большие.
Много Штугов немцы потеряли и при Сталинградской битве. После этого батареи стали комплектовать машинами разных модификаций, добавляя StuН 42 для эффективной борьбы с полевыми укреплениями.
В битве на Курской дуге участвовало 455 StuG III/40. Было потеряно достаточно много машин, причем многие из них не поддавались ремонту. Тогда же советские войска стали создавать СУ-76И из трофейных Штугов, но вскоре это прекратили делать в пользу своих САУ из-за нестабильного потока трофеев и сложного ремонта.
В 1944-1945 годах военная промышленность Германии уже не могла производить достаточно Штугов, чтобы восполнить их потери – заводы были разрушены авиацией союзников. Так что в итоге к концу Второй мировой этих машин осталось очень немного.
Вообще САУ StuG III, по оценкам специалистов, оказалась очень удачной. Она эффективно боролась с танками из засады благодаря низкому силуэту, а бронирование позволяло ей уничтожать танки противника намного раньше, чем противник мог подбить саму САУ.
Уже после Второй мировой StuG III активно использовали на Ближнем Востоке и в некоторых странах Европы. Последние боевые действия, в которых участвовали Штуги – это Шестидневная война 1967 года.
![StuG III](https://tanki-tut.ru/wp-content/uploads/2017/04/Разрушенный-620x405.jpeg)
Танк в культуре
Штуг 3 можно встретить в нескольких играх, посвященных Второй мировой войне и танкам, например, «В тылу врага», «Company of Heroes 2» и, конечно же, в World of Tanks» и «War Thunder».
Достаточно широко машина представлена и в стендовом моделизме – пластиковые сборные модели выпускаются в Китае, Японии и в России компанией «Звезда».
![StuG III](https://tanki-tut.ru/wp-content/uploads/2017/04/Модель-фирмы-Звезда-620x395.jpg)
Память о танке
До наших дней сохранилось не так уж много StuG III. Машины на ходу есть в танковом музее Паролы в Финляндии, а также в частной коллекции Джона Филлипса. Неработающие танки выставлены во Франции, Финляндии, Швеции, Болгарии. Есть они и в России – в танковом музее Кубинки и в Музее Великой Отечественной войны в Москве. В основном это машины модификации Ausf, G.
![StuG III](https://tanki-tut.ru/wp-content/uploads/2017/04/Ausf.G-в-Кубинке-620x352.jpg)
Фото и видео
![StuG III](https://tanki-tut.ru/wp-content/uploads/2017/04/Ausf.B-620x381.jpg)
![StuG III](https://tanki-tut.ru/wp-content/uploads/2017/04/Ausf.C-620x418.jpg)
![StuG III](https://tanki-tut.ru/wp-content/uploads/2017/04/Ausf.D-620x462.jpg)
![StuG III](https://tanki-tut.ru/wp-content/uploads/2017/04/Ausf.F-Sd.Kfz-142-дробь-1-620x413.jpg)
![StuG III](https://tanki-tut.ru/wp-content/uploads/2017/04/Ausf.F-дробь-8-620x358.jpg)
![StuG III](https://tanki-tut.ru/wp-content/uploads/2017/04/Ausf.Е-620x405.jpg)
![StuG III](https://tanki-tut.ru/wp-content/uploads/2017/04/StuG-Fl-620x383.png)
![StuG III](https://tanki-tut.ru/wp-content/uploads/2017/04/StuH-42-620x405.jpg)
![StuG III](https://tanki-tut.ru/wp-content/uploads/2017/04/В-разрезе-1-620x252.jpg)