Содержание

СУ-100-Y – это экспериментальная тяжелая советская САУ на базе танка Т-100, выпущенная в единственном экземпляре в 1940 году.
История создания СУ-100У
Еще во время Зимней войны Красная Армия ощущала острую потребность в бронированных инженерных машинах. В 1939 году было решено создать инженерный танк на базе Т-100 с противоснарядным бронированием, чтобы перевозить взрывчатку и саперов, осуществлять наводку моста, эвакуировать поврежденные танки и выполнять другие подобные задачи.
В ходе проектирования был получен приказ – на базу Т-100 потребовали поставить пушку, чтобы бороться с фортификационными сооружениями противника. В результате на заводе попросили изменить планы, то есть начать проектировать не инженерную машину, а САУ. Разрешение было получено, и в январе 1940 года на Ижорский завод передали чертежи Т-100-Х, прототипа СУ-100-Y.
В ходе изготовления машины рубку заменили на более простую, чтобы ускорить сборку, и к марту 1940 года машина СУ-100-Y или Т-100-Y, как ее еще называли, отправилась на первый выезд.
Тактико-технические характеристики (ТТХ) СУ-100У
Общая информация
- Классификация – САУ;
- Боевая масса – 64 тонны;
- Экипаж – 6 человек;
- Количество выпущенных – 1 штука.
Размеры
- Длина корпуса – 10900 мм;
- Ширина корпуса – 3400 мм;
- Высота – 3290 мм.
Бронирование
- Тип брони — стальная катаная;
- Лоб корпуса – 60 мм;
- Борт корпуса – 60 мм;
- Корма корпуса – 60 мм;
- Днище – 20-30 мм;
- Крыша корпуса – 20 мм;
- Лоб башни – 60 мм.
Вооружение
- Калибр и марка пушки — 130-мм пушка Б-13-IIс;
- Тип пушки – корабельная;
- Длина ствола – 55 калибров;
- Боекомплект пушки – 30;
- Углы ВН: 45°
- Дальность стрельбы – 25,5 км;
- Пулемёты — 3 × ДТ-29.
Подвижность
- Тип двигателя — карбюраторный, 12-цилиндровый, V-образный, 4-тактный, жидкостного охлаждения ГАМ-34БТ (ГАМ-34);
- Мощность двигателя – 890 л.с.;
- Скорость по шоссе – 32 км/ч;
- Скорость по пересечённой местности – 12 км/ч;
- Запас хода по шоссе – 120 км;
- Запас хода по пересечённой местности – 60 км;
- Тип подвески – торсионная;
- Удельное давление на грунт — 0,75 кг/см²;
- Преодолеваемый подъём – 42 градуса;
- Преодолеваемая стенка – 1,3 м;
- Преодолеваемый ров – 4 м;
- Преодолеваемый брод – 1,25 м.
Применение в бою
В марте 1940 СУ-100-Y отправили в Карелию, но к тому времени боевые действия там уже завершились, и испытать машину в боевых условиях не удалось. Самоходкой обстреляли оборонительные линии финнов. Машина проявила себя хорошо, но из-за большой массы и размеров ее было слишком трудно транспортировать по железной дороге.
Когда на вооружение приняли КВ-1 и КВ-2 все работы над машинами на базе Т-100 полностью завершили. Летом 1940 самоходку передали в Кубинку, а в 1941 году она участвовала в обороне Москвы вместе с СУ-14-1 и СУ-14. Другой информации об использовании СУ-100-Y нет.
Память о танке
СУ-100-Y, в отличие от своей базы, Т-100, сегодня сохранилась и выставлена в музее в Кубинке.
Фотографии СУ-100У
Танк в культуре
В игре World of Tanks СУ-100-Y является премиумной советской ПТ-САУ шестого уровня.