M4 Sherman

Настоящими символами Второй мировой войны стали легендарные танки — американский «Шерман», британский «Кромвель» и советский Т-34. Они внесли достойный вклад в победу над фашистской Германией. Основной американский среднийтанк М4 «Шерман» немало потрудился на разных фронтах. В послевоенные годы он неоднократно модернизировался и прошел многочисленные испытания в боевых условиях. Этот танк справедливо считается одним из лучших образцов бронетехники и заслуживает особого внимания.

История создания танка М4 Sherman

1.jpg

Во Вторую мировую войну США вступили с малоразвитой бронетехникой, поэтому им пришлось наверстывать упущенное быстрыми темпами. В тот период был освоен единственный средний танк М2, который не соответствовал условиям реальных боевых действий. В срочном режиме был разработан М3, который и стал прототипом более совершенной модели — М4.

Разработка этого танка была начата с февраля 1941 года, а уже к началу сентября этого же года появились первые образцы с литыми деталями. Комитет вооружения Конгресса США 5 сентября рекомендовал танк к принятию на вооружение, присвоив ему знак М4 и название «Шерман» (в честь генерала Шермана).

Серийное производство танка М4 «Шерман» было запущено в феврале 1942 года на паровозостроительном заводе Lima. Так появилась первая серия «Шерманов» — М4А1. Машина сразу продемонстрировала высокие ходовые качества. Успех объяснялся тем, что при разработке танка были использованы лучшие идеи американской автомобильной промышленности.

Всего до окончания Второй мировой войны было выпущено несколько десятков тысяч танков шести модификаций. Почти 17 200 были изготовлены для британской армии, которая уже в середине 1942 года начала их применять в Африке. В 1943 году поставки начались в СССР по ленд-лизу. Советские войска получили дизельную модификацию М4А2 в количестве более 4060 машин.

Тактико-технические характеристики танка М4 Sherman

2.jpg

Танк М4 «Шерман» (М4 Sherman) — это классический вариант танка среднего класса. Спереди расположено отделение управления с рычагами и приборами, местами для механика-водителя и его помощника (он же стрелок-радист). Последний управляет курсовым пулеметом. Боевое отделение размещено в средней части. В нем предусмотрены места для трех членов экипажа (командира, наводчика и заряжающего). Здесь же имеется место для боекомплекта и установлена аккумуляторная батарея. В задней части расположено моторное отделение. Трансмиссия вынесена в отделение управления.

Литая башня танка установлена на опоре шарового типа и расположена прямо над боевым отделением. В ней размещено вооружение, прицел и приборы наблюдения, поворотный механизм, радиостанция, механизм подъема орудия.

В таблице приведены тактико-технические характеристики первых моделей М4А1 и М4А2, а также более поздней модификации.

ХарактеристикаM4A1M4A2M4A3(76) W HVSS
Длина машины, см584608627
Длина с орудием, см584608754
Высота танка, см274288297
Ширина, см262269300
Скорость, км/чдо 40до 45до 42 км/ч
Резерв хода, км160240160
Мощность двигателя, л. с.350375450
Масса в боевом снаряжении, тн30,330,933,6

Вооружение танка

3.jpg

У М4 «Шермана» имелась возможность установки различного вооружения. В качестве основного орудия использовались:

  1. Пушка с горизонтальным затвором клинового типа М3 калибра 75 мм. Угол наклона ствола изменяется от -10 до +25° от горизонтали.
  2. Пушка М калибра 76 мм с улучшенной балансировкой (М1А1), с дульным тормозом (М1А1С) или с укороченной нарезкой (М1А2).
  3. Британская пушка Ordnance QF 17 pounder Mk.IV калибра 76,2 мм. Орудие снабжалось дульным тормозом. Такими пушками комплектовались танки, предназначенные для британской армии.
  4. Гаубица М4 калибра 105 мм. Для нее мог использоваться кумулятивный снаряд М67 с бронебойностью до 130 мм.

Дополнительно к основному орудию танки снабжались тремя пулеметами: спаренным с орудием (Browning М1919А4), курсовым и крупнокалиберным (Browning М2НВ). Последний установлен на башне для защиты от авиации, но мог использоваться и по наземным целям. В ряде модификаций на башне предусматривался дымовой гранатомет МЗ калибра 50,8 мм.

Боекомплект танка М4:

  • снаряды для пушки М3 75 мм — 97 штук;
  • патроны калибра 12,7 мм — 300 штук;
  • пулеметные патроны 7,62 мм — 4750 штук.

Боекомплект танка М4 (105):

  • снаряды для пушки М4 105 мм — 66 штук;
  • патроны калибра 12,7 мм — 600 штук;
  • пулеметные патроны 7,62 мм — 4000 штук.

Боекомплект танка М4А1:

  • снаряды для пушки М3 75 мм — 90 штук;
  • патроны калибра 12,7 мм — 300 штук;
  • пулеметные патроны 7,62 мм — 4750 штук.

В боекомплект танка М4А2 входили:

  • снаряды для пушки М3 75 мм — 85 штук;
  • патроны для пулемета 7,62 мм — 3600 штук;
  • пулеметные патроны 12,7 мм — 300 штук.

Боекомплект танка М4А3, М4А4, М4А6:

  • снаряды для пушки М3 75 мм — 97 штук;
  • патроны для пулемета 7,62 мм — 4750 штук;
  • пулеметные патроны 12,7 мм — 300 штук.

Важно! Для повышения точности стрельбы на танке устанавливался гидростабилизатор («Вестингауз»), что позволяло устранять колебание ствола по вертикали. Танк «Шерман» мог стрелять во время движения, но только до набора определенной скорости.

Бронирование M4

4.jpg

М4 «Шерман» имел надежную броню. Для нее использовалась сталь со специальными никелевыми присадками. В результате материал имел повышенную вязкость. Снаряд, пробив броню, терял энергию и не поражал экипаж. Корпус выполнялся из сваренных бронированных листов, при этом верхний лист имеет наклон в 56 градусов. Лобовая часть упрочнялась массивным литым элементом. Боковые бронированные стенки выполнены вертикально.

В таблице приведены параметры брони:

ПараметрM4A1M4A2
Толщина лобовой брони корпуса, мм5164
Толщина боковой брони, мм3838
Толщина лобовой брони башни, мм76до 89

Ходовые качества М4 Sherman

5.jpg

Во всех модификациях танка «Шерман» устанавливались разные типы двигателей. Первые машины (М4А1) комплектовались бензиновыми двигателями звездообразного типа Continental R975 C1. Они имели мощность до 350 л. с. с числом оборотов до 3500 об/мин. В модификации М4А2 использовался уже более мощный спаренный двухконтактный дизель GM 6–71. На моделях М4А3 ставился бензиновый двигатель Ford GAA с 8 цилиндрами, который первоначально предназначался для самолетов. Танк М4А4 оснащался пятью автомобильными бензиновыми моторами с 6 цилиндрами, разработанными компанией Chrysler. «Шерман» М4А6, произведенный в небольшом количестве, имел дизель Caterpillar звездообразного типа. Его мощность достигала 500 л. с.

Коробка передач танка во всех модификациях была однотипной. Это механическая конструкция с 5 скоростями и синхронизаторами. Трансмиссия, по аналогии с немецкими машинами, была вынесена в лобовую часть. Это позволило не только повысить ее надежность, но и использовать в качестве дополнительной броневой защиты.

Конструкция подвески танка была позаимствована у прототипа (танка М3). В ее основе 3 двухкатковых тележки. На каждой из них установлены 2 независимые пружины, расположенные вертикально. Такая подвеска имела большой недостаток — снижение проходимости на мягком грунте. Последующие модификации уже имели горизонтальные пружины, а катки тележек были обрезинены. Первый вариант подвески имел обозначение VVSS, второй — HVSS.

Качественные, проверенные двигатели позволили обеспечить высокие ходовые качества танка и повышенную проходимость. Уже первые модификации могли развивать скорость 38–45 км/ч, а запас хода у них достигал 160–240 км.

Модификации

07371320.jpg

Базовым вариантом танка «Шерман» считается модель М4. Она выпускалась с середины 1942 года до января 1944 года. В ней практически не было крупных литых деталей. Всего выпущено почти 8400 машин.

Можно выделить следующие серийные модификации танка М4 Sherman:

  1. M4. Производился с 1942 года по конец 1944 года. Всего вышло 8 389 единиц, 6 748 из них были оснащены пушкой M3, M4(105) — 105-мм гаубицей. M4 выпускавшиеся компанией Detroit Tank Arsenal отличались литой лобовой частью и назывались M4 Composite Hull.
  2. М4А1. Она производилась до конца 1943 года. Всего произведено почти 9 700 машин. Большая часть комплектовалась пушкой М3, а примерно треть машин — пушкой М1. В танках было использовано интересное новшество. Для исключения детонации снарядов боекомплект укладывался на днище и заливался водой с этиленгликолем. В более позднем варианте М4А1 (76)W HVSS осуществлен переход на подвеску с горизонтальными пружинами, а также увеличена ширина гусениц.
  3. М4А2. Эта модификация запущена в серийное производство в апреле 1942 года и выпускалась до мая 1945 года. Она составляла основу поставок танков в СССР по «ленд-лизу». Общее количество произведенных машин составило почти 11 300 штук. Применение в них спаренных двигателей компании General Motors позволило повысить скорость и запас хода.
  4. М4А3. Главное отличие — использование восьмицилиндрового двигателя Ford GAA, что позволило увеличить мощность до 500 л. с. и общую энерговооруженность танка. Производство его начато в мае 1942 года и завершилось в марте 1945 года. Всего произведено более 11 400 машин. Особо выделяется субмодификация М4А3Е2, прозванная Jumbo за увеличенные размеры. Танк имел усиленную броню, что увеличило его вес до 38 тн.
  5. М4А4. В этой модификации использована сложная силовая установка из 5 двигателей. Суммарная мощность составила 370 л. с. Выпускался танк в период июль 1942 – сентябрь 1943 года. За это время было произведено почти 7 500 машин. Эта модификация в Британии после установки собственных пушек получила обозначение Sherman VC, получившая прозвище «Светлячок».
  6. М4А5. По сути, это модернизация канадского танка Ram Tank, предназначалась она для армии Канады. Всего было произведено менее 1 950 машин. На танк устанавливалась литая башня и британская пушка.
  7. М4А6. Танк создавался на базе М4А4, но имел литую лобовую часть. В нем был установлен мощный дизель Caterpillar D200A. Производство начато в октябре 1943 года, но быстро было остановлено. Выпущено всего 75 машин. Отказ военных был вызван сложностью с заправкой танков бензином.
  8. Grizzly Bear. Это модификация М4А1, немного измененная для канадской армии. Некоторым доработкам подверглись гусеницы и ведущие колеса. Всего произведено 188 таких танков.

Опытные образцы:

  1. Skink — английская версия танка на шасси M4A1 из Канады. Оснащался зенитной установкой, состоящей из четырех 20-мм пушек Polsten. За все время было изготовлено всего несколько штук, так как превосходство союзных войск в воздухе делало бесполезными средства ПВО.
  2. M4A2E4 — вариант модификации M4A2, оснащавшийся торсионной подвеской независимого типа. Выпущено всего 2 танка.
  3. Centipede — модифицированный M4A1, оснащавшийся рессорной подвеской.
  4. T52 — зенитный танк на шасси M4A3 американской версии. Оснащался одним 40-мм орудием и двумя пулеметами.

Специализированные варианты Шермана:

  1. Firefly — танки на базе M4A1 и M4A4, оснащавшиеся противотанковой пушкой калибра 76,2. Всего таким образом было переделано 2 139 танков.
  2. M4A3E2 Jumbo — тяжелобронированный штурмовик на базе M4A3(75)W. Отличался усиленной за счет наварки дополнительных броневых плит (38 мм) лобовой частью (100 мм) и спонсонов (76 мм), крышкой трансмиссионного отсека (114–140 мм), бронированной башней (150 мм). Jumbo оснащался 75-мм пушкой M3. Несколько M4A3E2 были переоборудованы в полевых условиях и получили пушку M1A1. Вес установки достигал 38 тн, поэтому было изменено передаточное число высшей передачи.
  3. Sherman DD — модификация с системой Duplex Drive (DD), которая позволяла вплавь преодолевать водные преграды. Установка оборудовалась надувным кожухом и винтами, питающимися от основного двигателя.
  4. Sherman Crab — трал для прокладки пути сквозь минные поля.
  5. Sherman Calliope — танк на базе M4A1 или M4A3, оснащенный закрепленной на башне реактивной системой залпового огня.
  6. T40 Whizbang — ракетная установка с пушкой 182-мм для ракет M17.
  7. M4 Dozer — вариант, оборудованный бульдозерным ножом. Предназначен для инженерных войск.
  8. Sherman Crocodile, Sherman Adder, Sherman Badger, POA-CWS-H1 — огнеметные модификации.

Боевое применение танка

6.jpg

Боевое крещение танки «Шерман» получили в британской армии во время боевых действий в Африке в 1942 году. Они сыграли заметную роль в бою под Эль-Аламейном (октябрь 1942 года). Значительное количество американских танков появилось немного позже в Тунисе.

В СССР танки «Шерман» прибыли в ноябре 1942 года, а начали использоваться только ранней весной 1943 года. Первые машины поступили в 5 танковую армию на Северном Кавказе. Активное применение «Шерманы» нашли в 1944–45 гг. Танки были задействованы зимой 1944 года при освобождении Украины. Наиболее массово они участвовали в Белорусской операции, операции «Багратион». «Шерманы» входили в состав 2 танковой армии, штурмовавшей Берлин. Летом 1945 года этими танками укомплектовали армию для боев с Японией.

Прославились танки «Шерман» и при высадке американцев в Сицилии в июле 1943 года и союзнического десанта в Нормандии в 1944 году. При проведении операции были задействованы специальные приспособления, придававшие танкам плавучесть. К этому времени уже насчитывалось более 15 000 танков «Шерман». Даже потери 1 140 машин в период 20.11.44–20.01.45 не могли уже сильно повлиять на эффективность их применения.

После окончания Второй мировой войны «Шерманы» использовались в ряде военных конфликтов. Во время боев в Корее они впервые столкнулись с советскими Т-34. После подключения к ним еще и тяжелых танков Северная Корея потеряла почти всю свою бронетехнику.

Большое количество модернизированных танков было поставлено в Израиль, позже началось их производство. В результате они сыграли большую роль в арабо-израильской войне. На базе танков М4 Израиль начал выпускать модификации М50 и М51 по прозвищу «Супер Шерман».

Танк в культуре

Легендарный танк нередко можно увидеть в фильмах про войну, на полотнах художников, в книгах. Он активно используется в видеоиграх.

Кино

7.jpg

Среди художественных фильмов, в которых фигурирует танк «Шерман», наибольшую известность получила лента «Ярость». Она вышла на экран в 2014 году. Режиссер — Д. Эйр. В этом боевике снялись такие знаменитые актеры, как Б. Питт и Ш. ЛаБаф. Еще одна кинолента — боевик «Сахара», снятый в 1995 году. Режиссер — Б. Тренгард-Смит. Главный герой фильма — командир танка принимает неравный бой с немецкими войсками в африканской пустыне.

Видеоигры

8.jpg

Сражаться на танке «Шерман» можно онлайн с помощью видеоигр. Наиболее обширный выбор техники предлагает игра World of Tanks. Здесь важно правильно подобрать вооружение и помнить о возможностях танка. Он также участвует в играх: War Thunder, «Вторая мировая», «Стальная ярость», WoT Blitz.

Книги

9.jpg

Лучшими книгами о танке «Шерман» признаются: «Шерман: история создания и применения. Восточный фронт» и «Шерман. Вместе и против Т-34». Они написаны М. Б. Барятинским и вышли в 2006 году. В них можно много узнать о боевых подвигах танкистов и боевом применении танка.

Можно отметить и зарубежные издания: Steven J. Zaloga. «Шерман М4 на войне. Европейский театр 1942–1945» и Steven J. Zaloga. «Танк Шерман на вооружении США и Союзников» (1984 год). В них можно получить полную информацию об этом знаменитом танке.

Легендарный танк Второй мировой войны М4 «Шерман» был разработан в ускоренном режиме. Этого требовала обстановка. Но после нескольких модернизаций стал одним из самых надежных и эффективных. Он победно прошел многочисленные сражения. Ему довелось биться рядом с советским Т-34 в рядах Красной Армии и против него после завершения войны. В танке использованы лучшие проработки автомобильной и авиационной промышленности, что позволило обеспечить мощную силовую установку и надежную трансмиссию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.