Танки Швеции

sverigesflaggaСтановление шведского танкостроения напрямую связано с Германией. После Первой мировой войны на заводе «Ландсверк» в г. Ландскрона, подконтрольной компании «Круп», работали два немецких танкостроителя О. Меркер и И. Фолльмер. Именно они заложили начало формирования танкового парка Швеции. Кроме этого, Германия постоянно старалась контролировать и направлять развитие танковых войск. Например, в 1928г. тогда еще майор Г. Гудериан проводил в этой стране четырех недельные учения по своей программе.

Если говорить в целом, то шведское танкостроение отличается тем, что никогда не было бездумного копирования чьих-либо образцов. Пусть шведские танки не отличались, и не отличаются большим количеством, зато в них синтезировались все лучшие современные технологии.

Первым шведским танком стал легкий Stridsvagn «m\21», m – сокращенно от модели, 21 – «танк модели 21 года». Такое обозначение сохранится до конца войны. «m\21» был разработан по прототипу О. Меркера – танку «LKIII». Выпустивши в 1921 году 10 штук «m\21», Швеция заложила начало серийного танкового производства.

В 1929 году на фирме «Landsverk» начинается производство опытного колесно-гусеничного «L-5». Танк тоже являл собой разработку немецких конструкторов, из Германии поставлялись агрегаты, а в Швеции производились корпуса и проходила конечная сборка. Поэтому полное немецкое обозначение звучало «Räder-Raupen Kampfwagen M 28», в Швеции он обозначался как «m\21», а по заводскому реестру- «L-5», отсюда пошло обозначение танков с использованием буквы «L».

В 1931г «Landsverk» выпустили колесно-гусеничный опытный «L-30», а в 1933г «La-80».

В 1934г. был представлен очень удачный разведывательный «L-100», хотя он в серию и не пошел, по чисто экономичным соображениям — стране были нужны тяжелые и средние таки, поштучно его все же производили.

Самый удачным танком, стал созданный в 1934 году все тем же Меркером на основе «L-100», легкий «L-60» или «m\38» .В 1943 году «L-60» модернизировали, и на вооружении они простояли до 1957 года.

Кроме своих танков во время Второй мировой войны Швеция выпускала чешские «танчики» «AH-IVSv» и «TNH-Sv». На основе «m\38» было налажено производство самоходных артсистем.

Послевоенные шведские танки

В первые послевоенные годы Швеция не создавала новых танков. Руководство министерства обороны закупило в Великобритании «Центурионы». Эти танки не совсем подходили шведской армии потому с середины 50-х началось активное изучение возможности строить собственные танки. При этом военные руководствовалось концепцией: танк главная составляющая единица обороны страны особенно на юге страны и вдоль побережья Балтийского моря. При этом учитывалось, что при населении в 8,3 млн. человек – площадь страны составляет 450000 км2 , на территории которой располагается свыше 95 тыс. озер. Поэтому новый танк должен был быть: а — маневренным, б — мог преодолевать многочисленные водные преграды, в – иметь хорошую защиту, г – превосходить по огневой мощи танки других стран.

Таким танком стал серийно выпускаемый с 1966 г. основной «Stridsvagn 103» (Strv.103), он известен так же как «S» — танк (шведский танк). Отличительной чертой танка стало отсутствие башни и возможность вести огонь вертикально. До 90-х гг. танк был основой танкового парка страны.

В конце 60-х гг. военные приступили к реализации программы смены устарелой бронетехники. Для замены устарелых легких «Strv.74» и машин огневой поддержки «IKV-103» и «IKV-102», размещают заказ в ряде своих фирм на конструирования нового танка.

По замыслу военных он должен обладать свойствами легкого танка: разведка, поддержка пехоты и в то же время обладать высокой огневой мощью, способной уничтожать танки противника на дальних дистанциях. Компания «Hägglund & Söner» представила модель легкого танка «Infanterikanonvagn 91» сокращенно, которая и простояла на вооружении до 2002г., модель известна также как «истребитель танков «Ikv 91».

В 80-х в Швеции активно разрабатывались танки нового поколения. Был создан и испытан легкий сочлененный танк UDES XX 20. В первой части находилось орудие, во второй части — дизельный двигатель. На заснеженной местности во время испытаний танк мог передвигаться со скоростью 60 км/час.

В конце 80-х на вооружение многих стран мира начали поступать основные танки третьего поколения. Шведские конструкторы не остались в стороне. По замыслу которых танк должен превосходить по своим характеристикам «Леопард-2» и M1А1 «Абрамс», то есть, по сути должен получится танк 4 поколения. Компании «Бофорс» и «Хеглунд» приступили к созданию танка «Stridsvagn-2000» (Strv 2000).

По характеристикам танк действительно получался лучше многих аналогов, но в 1991г. руководство министерства обороны прекратила дальнейшие разработки. Во-первых, танк получался дорогим, а во-вторых, все потенциальные страны покупатели обзавелись танками «Леопардами» или «Абрамсами». В настоящее время основным боевым танком армии Швеции является «Леопард».

comments powered by HyperComments
аллахвирдиев мураз
2013-12-20 19:27:14
неплохой танк даже думаю круче L2a6
Старый Ворчун
2015-05-29 09:13:04
Балканское море? Ну-ну...
Сергей Кузнецов
2015-05-29 09:19:42
Спасибо, что нашли неточность. Обязательно поправим.