Танки Великобритании

Пионерами в мировом танкостроении являются англичане, за это надо благодарить У. Черчилля. Как известно, Первая мировая быстро переросла в позиционную войну. Для придания ей хоть какой-то динамики, в октябре 1914 года, секретарь комитета обороны полковник Э. Суинтон высказал предложение создать бронированную машину на гусеничном ходу, которая могла б прорывать линии обороны: пересекать окопы, траншеи и проволочные заграждения. Военный министр никак не прореагировал на идею, а вот первый лорд Адмиралтейства (морской министр) У. Черчилль замысел поддержал, и спустя некоторое время при морском ведомстве был создан Комитет сухопутных кораблей.

История развития танков Великобритании по моделям

Тяжелые танкиСредние танкиЛегкие ПТ-САУСАУ
Танки Первой мировой войны

Командующий английскими войсками во Франции генерал Дж. Френч под впечатлением развернувшихся боев сформулировал основные требования к «сухопутному дредноуту»:

  • Сравнительно небольшие габариты.
  • Противопульная броня.
  • Гусеничный движитель.
  • Способность преодолевать воронки до 4 м и проволочные заграждения.
  • Скорость не ниже 4 км/ч.
  • Наличие пушки и двух пулеметов.

Фактически это были первые в мире требования к характеристикам танков. И в январе 1916 года комитет представил первый в мире танк способный принимать участие в боях. Так с легкой руки Черчилля началось танкостроение в Британии, а через несколько лет во всем мире.

 Первые танки создавались исключительно для прорыва обороны и подавления вражеских пулеметов, чему способствовала особая форма корпуса. Она представляла собой параллелограмм с гусеницами по внешнему обводу для преодоления вертикальных препятствий. Таким был пионер серийного танкостроения — МК I.

Даже после ощутимых успехов от танков в бою английское военное руководство считало применение их мало перспективным, и только благодаря реальным успехам быстроходных французских «Рено», идея массового выпуска танков овладела умами военачальников. Дж. Фуллер, известный в последствии танковый теоретик, например, выступал за массовое создание быстроходных танков.

Английские танки периода Первой мировой войны

В британских войсках того времени существовало несколько квалификаций танков.

Первая – весовая : до 10 тон – легкие, от 10-20 т средние и около 30т тяжелые. Как известно, предпочтение отдавали в основном тяжелым танкам.

Вторая квалификация касается вооружения: танки с исключительно пулеметным вооружением назывались «самками», с пушками – «самцами». После первых встречных боев с немецкими танками, показавшим несостоятельность пулеметных моделей, появился комбинированный тип с пушками и пулеметами, такие танки называли «гермафродитами».

Что касается доктрины применения танков в бою, то тут мнения военных разделись на две половины. Одна половина хотела создавать и применять чисто «пехотные» танки, вторая «крейсерские».

Пехотный тип – использовался для непосредственной поддержки пехоты, имел низкую подвижность и был хорошо бронирован.

Крейсерский тип – такая себе «бронированная конница», довольно быстроходные, и в сравнении с пехотными, легкобронированные. На их плечи, вместе с кавалерией, ложились задачи быстрого прорыва обороны, обхваты и рейды по тылам противника. Вооружение обеих типов было одинаковое, в основном пулеметное.

Такая концепция использования танков у англичан сохранилась до начала Второй мировой. Если вникнуть в нее глубже, то видно — танки играют вспомогательную роль, основные задачи решают кавалерия и пехота.

До окончания Первой мировой в Англии, после тяжелого МК-I выпускались его модификации до Мк VI и Мк IX и средние: Мк А (неофициально «Уиппет»), Мк В и Мк С.

   

Само собой, качество первых серийных танков было довольно низкое.

В дневниках немецких солдат и в официальных сводках немало интересных фактов. Например, из-за загазованности внутри танков были нередки случаи удушения всего экипажа. Через примитивность подвески танки создавали такой грохот, что в целях маскировки передвижения танковых частей англичане сопровождали их артиллерийской канонадой. Из-за узких гусениц бывали случаи, что танки грязли в земле прямо перед окопами противника.

Про защищенность говорит один случай.

В ноябре 1917 в боях под Камбре, на окраине селения Флескьер, у брошенной прислугой пушки остался один немецкий офицер, он, не спеша, сам себе заряжая сам же наводя и стреляя, уничтожил по порядку 16 английских танков.

Казалось, уже тогда надо было задуматься над усилением бронирования, но этого не сделал не один из производителей танков вплоть до конфликта в Испании.

Как бы там ни было, англичане своими танками наддали новый виток ведению войн, они перевели их на другие скорости. До конца войны они успели первыми в мире создать плавающие танки и танки сообщения.

Танки в периоде между большими войнами

Первую мировую Англия закончила лидером танкостроения, но очень скоро все преимущества сошли на нет.

Во-первых, из-за того что жестко разделяли типы танков и их применение: англичане продолжали строить «пехотные» и «крейсерские» типы.

Во-вторых, в силу своего географического положения, командование отдавало приоритет в развитии флота, нежели сухопутной армии.

 Реализацией одной из тактических идей Дж. Фуллера, к слову ею «заболели» практически все страны, было создание механизированной пехоты. Для этих целей идеально подходила танкетка « Карден-Ллойд» MkVI. Она в своей массе по замыслу стратега должны была исполнять роль «бронированного застрельщика». Несмотря на то, что признания на родине танкетка не получила, хотя на ее базе были построены разведывательные танки и тягачи, ее закупили 16 стран, а Польша, Италия, Франция, Чехословакия и Япония приобрели лицензии на их производство. В СССР ее выпускали как Т-27.

 Еще одним танком, который не был оценен соотечественниками, был «Виккерс – 6 тонн». В мировом танкостроении он сыграл не меньшую роль как в свое время «Рено ФТ». Легкий и дешевый в производстве, с пулеметом в одной башне и пушкой в другой, он являлся воплощением идеи танков Первой мировой: пулеметные танки действуют против живой силы, а пушечные поддерживают их.

Среди танков, принятых на вооружение в конце 20 в начале 30 годов были:

  • средний Мк I «Виккерс-12 тонн»,
  • тяжелый А1Е1 «Индепендент»,
  • разные модификации «Виккерс-Карден-Лойд» Мк VII и Мк VIII.

 

В предчувствии большой войны, штаб сухопутных войск еще в конце 20-х, настаивал на создании и выпуске пехотных танков, но из-за экономического кризиса в стране, финансирование не было выделено.
После конфликта в Испании и нападения Италии на Эфиопию, британское руководство, предчувствуя приближение «большого конфликта» и понимая несоответствия времени созданной ими ранее техники, в срочном порядке финансирует создание и выпуск новых танков.

Появляются: «крейсерские Мк I (А9), Мк II (А10), Мк III, Мк IV и Мк VI «Крусейдер» (А15).

Мк IV и Мк VI реализованные на известной колесно-гусеничной базе американского изобретателя Кристи, но с применением одного движителя.

В 1939 году началось производство первого (!) танка с противоснарядным бронированием — пехотного А11 Мк I «Матильда», позже этим именем назовут другой танк. Скорость в 13 км/ч и пулеметное вооружение делало его посмешищем. В целом за период между «великими» войнами конструкторы Англии создали более 50 реальных моделей танков, 10 из которых приняли на вооружение.

Английские танки второй мировой

На момент начала Второй мировой бронетанковая техника Англии заметно устарела. Ни по качеству, ни по количеству она не могла ровняться с техникой СССР и Германии. Суммарное количество всех танков в армии Англии составляла около 1000 штук, в большей массе легких. Львиная доля которых, была потеряна в боях за Францию.

За время войны английские производители так и не смогли удовлетворить запросы армии, за период 1939-1945 было выпущено всего 25 тыс. единиц бронетехники, такое же количество поступило из США И Канады.

Вся новая техника была довольно посредственной, она на шаг отставала от германской и русской.

В основном выпускались крейсерские и пехотные танки и в незначительном количестве легкие авиадесантные.

Первыми начали выпускать крейсерские «Ковенантер», затем «Сентор», «Кромвелл», «Кевелир», «Челленджер». Последним
крейсерским танком стал «Комета», дальше британцы не делили их на типы. Из пехотных производились «Матильда», «Валентайн» и «Черчилль». Последним был «Центурион», после войны он стал «основным». Самоходки в Англии почти не строили.

   

Английские танки современные

Анализируя технику военного периода, британцы видели, что не по одному из своих параметров их машины не смогли сравниться с лидерами этой отрасли и в первую очередь — по вооружению и бронированию. Было принято решение заменить все типы одним, как позже назовут «основным боевым». Применяя тогдашнюю британскую терминологию, выбор пал на средний пушечный танк «Центурион». Он, претерпевая ряд модификации (17), простоял на вооружении больше 40 лет.

После знаменитой послевоенной фразы Черчилля танки всего мира включились в гонку вооружения, и их развитие, в целом, похоже между собой. Для противостояния нашим ИС создается «Конкерор». После принятия в мире концепции основного боевого танка выпускается «Чифтен». Танком третьего поколения в Англии является «Челленджер».

Кроме основных, после долгого перерыва, в 1972году начали выпускать легкие танки «Скорпион».

Кроме того, Британия ряд бронемашин конструирует и производит исключительно на экспорт. Среди них: Виккерси Мк1 «Виджаянта», Мк2, Мк3,Мк4 «Вэлиэнт», Мк5, Мк7; на базе «Чифтена» Шир-1«Халид» и Шир-2 «Чифтен-900».

comments powered by HyperComments
Oleg Suhorukov
2012-11-23 15:45:26
Хотелось бы увидеть ПТ-Сау ещё...
madserj
2012-11-23 15:47:09
Увидим =) Рано или поздно точно увидим, а то какая-то уж сильно обделенная ветка получится
Сергей Кузнецов
2012-11-26 09:33:43
На тесте уже появилась британская ПТ. Зверь машинка) Правда всего 7го уровня, но это не столь ощутимо