Mark IV (MK — IV) — История танка

Mark IV – это британский тяжелый танк, созданный и применявшийся во время Первой мировой войны. Как и его предшественники, Mark IV выпускали в двух модификациях: Самец (Male) — с пушкой и пулеметами, и Самка (Female) — только с пулеметами.

История танка Mark IV

В 1916 году, во время сражения на Сомме, произошел первый опыт применения танков в бою. Это показало, что танки Mk I обладают целым рядом существенных недостатков, которые следует немедленно исправить. Практически сразу были выпущены танки Mk II и Mk III, однако изменения, внесенные в конструкцию, были незначительными – военные понимали, что нужны более серьезные улучшения, которые в конце концов и воплотились в танке Mk IV.

Заказ на танки Mk IV поступил уже в 1916 году. К производству танк был готов в феврале 1917, а поставлять эти машины начали уже в марте. Планировалось выпустить около 1200 танков, однако выпустили всего 1015: 595 самок и 420 самцов. В итоге Mk IV стал самым массовым танком во всей Первой мировой войне. Для сравнения, с 1916 по 1918 году было построено всего 2370 тяжелых танков (от от Mk I до Mk IX), примерно 250 средних и всего 35 специальных танков. Так что Mk IV составил примерно треть от всех танков Первой мировой войны.

Mk-IV в музее

Изображение 1 из 10

ТТХ MK — IV

Общая информация:

  • Классификация – тяжелый танк;
  • Боевая масса – 28 т «самец»,  26,4 т «самка»;
  • Компоновочная схема – ромбовидный танк;
  • Экипаж – 8 человек;
  • Годы производства – 1916-1917;
  • Годы эксплуатации – 1917-1925;
  • Выпуск – 1015 штук;

Размеры:

  • Длина корпуса – 7930 мм;
  • Ширина корпуса – 3900 мм «самец», 3300 мм «самка»;
  • Высота – 2610 мм;
  • Клиренс – 406 мм;

Бронирование:

  • Тип брони – стальная;
  • Лоб корпуса – 16 мм/град;
  • Борт корпуса – 12 мм/град;
  • Крыша корпуса – 8 мм.

Вооружение:

  • Калибр и марка пушки — 2 × 57-мм (6-фнт) «Гочкис» L/23 («самец»);
  • Тип пушки – нарезная;
  • Боекомплект пушки – 332;
  • Пулемёты — 4 × 7,7-мм «Льюис» («самец»), 5-6 × 7,7-мм «Льюис» («самка»)

Подвижность:

  • Тип двигателя — «Даймлер», бензиновый, карбюраторный, 6-цилиндровый, жидкостного охлаждения;
  • Мощность двигателя – 125 л.с. (при 1000 об./мин);
  • Скорость по шоссе — 6,4 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 54 км;
  • Преодолеваемый подъём – 30 град;
  • Преодолеваемая стенка – 1,2 м;
  • Преодолеваемый ров – 3 м;
  • Преодолеваемый брод – 0,6 м.

Модификации

Mk IV активно использовали для разнообразных опытов. Самой популярной модификацией танка была «Тэдпол», или «Головастик». Гусеничный привод Тэдпола был значительно понижен в задней части, но имел удлиненную опорную поверхность. Сначала даже хотели перестроить все танки Mk IV по этой схеме, но переделку не провели, так что «Головастиков» было совсем немного.

Иногда между выступами ходовой части сзади крепили миномет Стокса, что, по сути, делало танк первым образцом самоходного миномета.

Применение танка Mark IV

В боях танки Mk IV участвовали недолго, однако их боевая история является весьма насыщенной. Впервые эти танки использовались во Фландрии, во время наступления у Мессин 7-15 июня 1917 года. Бой был выигран, правда, скорее не из-за танков (их здесь было всего 32), а из-за мощной артиллерии. Участвовали Mk IV и в «третьем сражении на Ипре» 11 июля – 10 ноября 1917 года, но из-за неподходящей  болотистой местности практически полностью вышли из строя.

Mk IV приняли участие в очень важном бое – сражении у города Камбрэ 20 ноября-7 декабря 1917 года. Этот бой наглядно подтвердил тактические возможности танков и стал настоящим переломным моментом для танковых войск. Проходимая для танков местность, внезапность, массированная атака и хорошее техническое обеспечение – в бою были соблюдены все условия удачной танковой атаки. В результате британцам удалось продвинуться вглубь обороны на 10 километров, захватить множество пленных и орудий, и при этом обойтись малыми потерями. И несмотря на участие в операции других танков, именно Mk IV сыграл главную роль в таком ошеломительном успехе.

В ходе сражения многие танки вышли из строя, и в ходе контрнаступления их захватили немецкие войска. В 1918 году Германия не раз использовала их в боевых действиях.

В 1918 году появились новые, гораздо более совершенные тяжелые танки, но Mk IV все еще оставались в строю и были активными участниками сражений. Приняли они участие и еще в одном интересном танковом событии – первой битве танков с танками 24 апреля 1918 г. у Виллер-Бретонэ. Три танка Mk IV столкнулись с тремя тяжелыми немецкими танками A7V. Двух «Самок» быстро подбили, и пушечный Mk IV продолжал бой в одиночку, повредив один A7V и вынудив отойти остальные. Хотя сам Mk IV в итоге тоже оказался выведен из строя, можно сказать, что в первом танковом бою победа осталась за англичанами.

В 1917 году три Mk IV воевали в Египте, принимая участие в атаке к западу от Газы в ночь с первого на второе ноября.

Когда Первая мировая была окончена, многие Mk IV, в первую очередь «самки», были разобраны или установлены в британских городах как монументы победы. Впрочем, некоторые Mk IV воевали и после этого – в 1919 году в Германии контрреволюционные фрайкоры применяли их в уличных боях в Лейпциге и Берлине.

Память о танке

Сегодня танк Mark IV можно увидеть:

  • В Австралийском военном мемориале («самка»);
  • В Американском музее Артиллерии, который раньше располагался на Абердинском полигоне («самка»);
  • В танковом музее Бовингтон;
  • В музее Линкольншира.

Смотрите так же:

comments powered by HyperComments