Танки США (Соединенных Штатов Америки).

История создания танков США

В США, как и во всех других странах, к созданию танков в начале военные отнеслись весьма прохладно, тем более что до весны 1917 года официально придерживались нейтралитета. Но среди гражданских лиц такая идея была весьма популярна. Например, к германскому консулу обращался некий К. Шафер, американец немецкого происхождения, с проектом создания одноместной бронированной машины на основе садового трактора, консулу идея не понравилась.

В 1915 году одновременно с предложениями о продаже тракторов М.Виллока, бизнесмен С.Лоув предлагал Вили Вильсону готовые чертежи 30-тонной бронированной машины на базе тех же тракторов. Ответа не последовало. Позже Виллок и Лоув обвинят англичан в копировании тяжелых танков с их чертежей, но специально созданная для этого комиссия установила, аутентичность английского изобретения.

В 1917 году тракторная фирма «Холт» представила машину внешне похожую на «Маленького Вилли»: коробка с гусеницами по периметру, пушка в носовом отделении и пулеметами в спонсонах. Нельзя не упомянуть о так званом «скелете» — гусеничные обводы соединены балками, а между ними кубическая бронированная кабина, увенчанная конической башенкой.

Как часто это бывает, на свои образцы внимания не обратили, а подрались выпускать чужие модели. Планировалось выпустить 4440 штук «6-тонных танков модели 1917 года» образцом выступал Рено FT и 3000 английских Мк VIII которые назвали «Либерти». До конца войны первых выпустили всего 3 штуки, а вторых 7 штук.

Танки США во время Первой мировой войны

Во время Первой мировой американский военный корпус получил от союзников не только материальные части, но и некую тактическую концепцию танковых войск. Согласно ей войска должны состоять из легких и тяжелых машин. Легкие для выполнения разведывательных задач, а медленные тяжелые для непосредственной поддержки атакующей пехоты. Такое не вполне правильное понимание привело к акту правительства 1920 года, в котором категорически запрещалось организация танковых войск. Вся работа по совершенствованию ложилась на созданную при начальнике пехоты танковую комиссию.

Последствия – до 1935 года создано всего(!) 31 танк и не одного серийного. Созданные образцы, скрывая от командования, предаются в кавалерию, но так как танки должны быть с пехотою, то эти называют «боевыми машинами».

Именно вмешательство кавалерии сдвинуло дело, они на маневрах наглядно показали боевую эффективность подразделения только при комбинированном применении. Это официальная версия, кулуарная – пришли к таким выводам, наблюдая за учениями Красной армии. Как бы там ни было, в 1932 году генеральным штабом сухопутных сил принимается программа механизации армии. Нужно сказать, что все образцы танков, которые проходят стандартизацию, получают букву «М», а экспериментальные модели «Т».

До 40-го приняли на вооружение только легкий танк М1 и средний М2, позже наработки по обоих танкам используют в создании среднего М3. Конструкция гениального инженера У.Кристи, которую применяли в танках многих стран, очень нравилась военным, но из-за непонимания генералитетом, в войска направили только несколько образцов.

Танки США времен Второй мировой войны

На лето 40–го, когда в Европе разгорелась война, в рядах США насчитывалось 300 легких и 20 средних танков, тяжелых не было вовсе.
Командование уже прекрасно понимало, что не быть вовлеченными в эту мясорубку им не удастся. Не имея наработок по новым танкам войска, поначалу начали комплектоваться только легкими и средними бронемашинами, причем некоторые выходили в серию, не пройдя даже испытаний. Тяжёлым стал разработанный до войны пехотный танк прорыва, получивший во время стандартизации М6.

Попытки модернизации старых образцов ни к чему не приводят, и принимается решение создания новых образцов. Первые танки имели слабое бронирование и вооружение, в новых моделях пытаются решить в первую очередь именно эти проблемы. Появляется легкий М3 «Стюарт» и средний М3 «Грант/Ли». Но и эти танки довольно посредственны, они не могут на равных противостоять германским машинам. После появления среднего М4 «Шерман» ситуация несколько меняется.

Применение германцами Тигров вынуждает США выпускать тяжелый М26 «Першинг», на котором закончилась серия М2. Одновременно с появлением М26 происходит замена легких танков первого образца на М24 «Чеффи».

До конца войны американцы сконструировали и выпустили авиадесантные танки М22 «Локаст» и плавающие LVT. В большом количестве выпускались истребители танков, и зенитные САУ. Всего за годы войны промышленность США выпустила 103 096 танков и самоходных установок.

Современные танки США

Основываясь на боевом опыте, американское командование в 1946 году принимает обширную программу усовершенствования танков и их агрегатов. Обязательными условиями было: уменьшением размера, веса и стандартизацией запасных частей, чтобы повысить возможности использования танков в самых разных климатических зонах и условиях местности при минимальном использовании дополнительных приспособлений, для увеличения простоты полевого ремонта и обслуживания в целом, а также для достижения экономии в изготовлении танков. Поставленные задачи определи черты будущих боевых машин.

В войсках планировалось использовать легкие, средние и тяжелые танки. Легкие предназначались для разведки и воздушно-десантных войск, а также использования в охранении. В целях повышения мобильности они имели противопульную броню и вооружение достаточное для самозащиты. Под эти цели используют М1 «Уокер Бульдог». Средний танк М46 «Патон» становится основным средним, а последним тяжелым американским танком становится М103.

Опыт боевых действий в конфликтах 50-х показывает несоответствие характеристик танков первого поколения новым военным требованиям: они не могут вести прицельный огонь с ходу, при большом весе и больших габаритах не могут быть авиатранспортабельные (М21), имеют слабую защищенность от радиоактивного излучения и кумулятивных зарядов, довольно ограниченный запас хода и т.д. Анализируя вышеперечисленные проблемы, появляется новая квалификация, уже не по весу, а по огневой мощи. Танки начали делить на легкопушечные, среднепушечные и тяжелопушечные.

Принятая США в 1957 программа танкостроения состояла с двух частей. Первая часть подразумевала создание трех типов танков:

  • Легкопушечных для разведки и боевого охранения.
  • Улучшенных среднепушечных (основной тип).
  • Тяжелопушечных для борьбы с танками противника.

Во время второго, более длинного этапа, планировалось создание двух типов танков:

  • Боевого (основного).
  • Нового типа разведывательного авиатранспортабельного танка.

Во время реализации первой части программы на смену приходят легкий М55 «Шеридан» и средний М47 «Патон II».

Не дожидаясь окончания второго этапа, в начале 60-х военные теоретики предлагают новую концепцию применения танков, а соответственно и новую квалификацию в соответствии с боевым назначением. По новой теории должно быть три вида танков:

  • для ведения боя,
  • для охранения,
  • для разведки.

«Боевой танк» — маневренный, хорошо бронированный и главное — имеет мощное вооружение для ведения огня по противнику в любых условиях.
«Разведывательный танк» должен характеризироваться высокой подвижностью и обладать надежными средствами дальней связи.
«Танк охранения» для борьбы с танками противника должен иметь в первую очередь мощное пушечное вооружение.

Исходя из перечисленных требований, с 1960 года средние и легкие танки заменяют основным боевым М60, а для разведывательных целей применяют бронемашины пехоты.

После 1980 года основным боевым танком становиться танк третьего поколения М1 «Абрамс».

Серийные танки США

Название танка Год выхода
М1 1934
М2 1935
М3 Стюарт 1940
М3 Гранд 1941
М6 1941
М22 Локаст 1942
М5 Стюарт 1942
LVT 1943
М4 Шерман 1943
М24 Чаффи 1944
М 26 Першинг 1945
М 46 Патон 1948
М41 Уокер Бульдог 1951
М47 Патон II 1951
М47 Патон III 1953
М103 1956
М60 1959
М1 Абрамс 1980
Стингрей 1984
ТСМ 1985
comments powered by HyperComments
PAVEL Risnik
2013-10-21 08:03:31
А где современные танки?