А-20 — Советский легкий танк

А-20

История создания А-20

История этого танка начинается с одного постановления, которое было адресовано директору ХПЗ:

Директору завода №183.

Решением Правительства № 94сс от 15 августа 1937 года Главному управлению предложено спроектировать и изготовить опытные образцы и подготовить к 1939 г. производство для серийного выпуска быстроходных колесно-гусеничных танков с синхронизированным ходом. Ввиду чрезвычайной серьезности данной работы и крайне сжатых сроков, заданных Правительством, 8-е Главное управление Наркомата оборонной промышленности считает необходимым провести следующие мероприятия.

  1. Для проектирования машины создать на ХПЗ отдельное КБ (ОКБ), подчиненное непосредственно главному инженеру завода.

  2. По договоренности с ВАММ и АБТУ назначить начальником этого бюро адъюнкта академии военинженера 3 ранга Дик Адольфа Яковлевича и выделить для работы в бюро с 5 октября 30 человек дипломников ВАММ и с 1 декабря дополнительно 20 человек.

  3. По договоренности с АБТУ РККА назначить главным консультантом по машине капитана Кульчицкого Евгения Анатольевича.

  4. Не позднее 30 сентября выделить для работы в ОКБ 8 лучших конструкторов-танкистов завода для назначения их руководителями отдельных групп, одного стандартизатора, секретаря и архивариуса.

  5. Создать при ОКБ макетно-модельную мастерскую и обеспечить внеочередное выполнение работ, связанных с новым проектированием во всех цехах завода.

  6. Считать необходимым спроектировать три варианта ходовой части и изготовить два опытных образца, утвержденных по рассмотрению проектов.

  7. На проведение работы заключить договор с АБТУ не позднее 15 октября 1937 г.

Прародителем танка стал БТ-СВ (БТ-СВ-2). Многие считают, что причиной создания нового танка было слабое бронирование боевых машин СССР на то время. Требовалось создать танк, который будет иметь не только противопульное бронирование, но и противоснарядное. Однако работы над новой машиной сильно затянулись.

Два проекта танка были готовы только в августе 1938 года. Тогда же их и представили комиссии. Первый проект — БТ-20т (заводское название А-20) отличался наличием колесно-гусеничного хода и базой на 4 опорных катка. Второй образец — А-32 (он же А-20Г), отличался наличием только гусеничного хода и базой на 5 опорных катков. А так же у него планировалось установка более толстой брони, за счет отсутствия колесного хода. Комиссия была более склонна к первому варианту (А-20). Но в итоге обсуждений было принято решение построить оба образца в металле. Два танка были готовы уже к маю 1939 года и готовы к испытаниям. Все лето шли испытания, сначала на заводе, потом в Кубинке. Орудия у танков были разные: у А-32 было 76-мм орудие Л-10, а у А-20 всего лишь 45-мм 20-К. Обе машины успешно завершили испытания и отправились на показ в Москву. Московской комиссии больше понравилась гусеничная машина. Ей решили дать продолжение, а к А-20 к сожалению, больше уже не притрагивались.

Вооружение

  • Орудие 45 мм 20-К;
  • Боекомплект – 152 снаряда;
  • Начальная скорость полета бронебойного снаряда,  м/с, — 760;
  • Начальная скорость полета подкалиберного снаряда,  м/с, — 1070;
  • Прицельная дальность, м, — 1500;
  • Углы вертикальной наводки, град.: −8…+25°;
  • Скорострельность, выстр./мин – до 12;
  • Дополнительное вооружение: два пулемета ДТ. Один спарен с орудием, второй — курсовой.

ТТХ

Общая информация

  • Масса, т — 18
  • Экипаж, ч. — 4. Командир (он же наводчик), Заряжающий, Стрелок-радист, Механик-водитель.
  • Длина корпуса, мм  — 5660
  • Ширина корпуса, мм — 2550
  • Высота, мм  — 2411

Бронирование

Лоб корпуса, мм/град. 25 / 57°
Борт корпуса, мм/град. 25 / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 16 / 47°
Корма корпуса (низ), мм/град. 16 / 45°
Днище, мм 10
Крыша корпуса, мм 10
Борт башни, мм/град. 25 / 25°
Лоб башни, мм 25
Корма башни 25

Ходовые качества

  • Мощность двигателя, л. с. — 500
  • Максимальная скорость, км/ч — 85 на колесах. На гусеницах 57.
  • Запас хода по шоссе, км — 400 на колесах.
  • Удельная мощность, л. с./т  — 27,7
  • Преодолеваемый подъём, град.  — 39°

Применение в бою

Великая Отечественная война (ноябрь — декабрь, 1941 г.) — Принимал участие в Битве за Москву. После полученных повреждений в декабре отправлен на ремонт. Дальнейшая судьба, к сожалению, неизвестна. Возможно, был переоборудовали под серийный Т-34.

Фотографии танка А-20

Танк в культуре

Танк А-20 представлен в игре World of Tanks в качестве советского легкого танка четвертого уровня.

comments powered by HyperComments
banner