ИС-8 – Советский серийный тяжелый танк

В музее

История создания ИС-8

Поводом к началу разработки данного танка стало требование создать машину по самым новейшим технологиям, с хорошим будущим потенциалом к улучшению и модернизации. На то время на вооружении СССР состояли танки ИС-2, ИС-3 и ИС-4, которые такими качествами не обладали. И еще одно из немаловажных требований к танку — он должен был весить не более 50 тонн. Несмотря на то, что работы над танком начались еще в 1948 году, официально работы были начаты только 18 февраля 1949 года.

Главный конструктор — Ж. Я. Котин. В апреле были нарисованы последние чертежи и ТТХ танка. Тогда он получил заводское название – «Объект 730». У танка был «щучий нос», который показал себя как самое рациональное расположение бронелистов. После этого сразу же приступили к постройке деревянного макета в натуральную величину. Комиссии танк очень понравился.

Следующим этапом стала постройка опытного образца. Еще до вывода прототипа на государственные испытания появилось постановление о постройке малой серии в 10 танков для полной проверки возможностей серийной машины. В апреле 1950 года все 10 танков были готовы к испытаниям в подмосковной Кубинке. Комиссия заметила большое количество недостатков, которые планировалось ликвидировать. Их было настолько много, что после доработок танк был переименован сначала в ИС-9, а потом и в ИС-10. Эти доработки заставили задержать принятие танка на вооружение на 3 года. Когда умер Сталин, танк было решено переименовать в Т-10 по понятным причинам.

15 декабря 1953 года танк был принят на вооружение СССР, он производился до 1966 года. Состоял на вооружении Российской федерации до 1993 года.

Вооружение

Сначала на пушке стояло орудие Д-25ТА (Различие от Д-25Т в скорострельности (до 4 выстрелов в минуту) и прицельной дальности в 5000м), но с появлением Т-10М стало устанавливаться орудие 2А17.

  • Масса орудия, кг – 2785
  • Боекомплект, сн. -30
  • Начальная скорость полета бронебойного снаряда,  м/с, — 950
  • Начальная скорость полета подкалиберного снаряда,  м/с, — 1575
  • Начальная скорость полета осколочно-фугасного снаряда, м/с, — 865
  • Максимальная дальность полета осколочно-фугасного снаряда, м – 16500
  • Прицельная дальность, м, — 4000
  • Углы вертикальной наводки, град.: -5°..+20°

Бронепробиваемость

Градусы наклона измеряются по отношению к горизонтальной поверхности.

  • Бронебойный, на расстоянии 2 км, мм/град. — 214/90°
  • Подкалиберный, на расстоянии 2 км, мм/град. — 320/90°
  • Кумулятивный, на расстоянии 2 км, мм/град. — 450/90°
  • Скорострельность, выстр./мин – до 4

Дополнительное вооружение

Один ДШКМ был спарен с орудием, а другой установлен на крыше башни в качестве турели.

Тактико-технические характеристики

  • Масса, т — 50
  • Экипаж, ч — 4.Командир, Наводчик, Заряжающий, Механик-водитель.
  • Длина корпуса, мм  — 7250
  • Ширина корпуса, мм — 3380
  • Высота, мм  — 2450

Бронирование

Лоб корпуса (верх), мм/град. 60 / 78+45°120 / 55+40°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 120 / 50°
Борт корпуса (верх), мм/град. 120 / 47°80 / 62°
Борт корпуса (низ), мм/град. 80 / 10°
Корма корпуса, мм/град. 50—60
Днище, мм 16
Крыша корпуса, мм 30
Лоб башни, мм/град. 201 / 24°170 / 38°129 / 54°
Борт башни, мм/град. 148 / 45°122 / 55°102 / 65°
Корма башни, мм/град. 50
Крыша башни, мм 40

 

Ходовые качества

  • Мощность двигателя, л. с. — 700
  • Максимальная скорость, км/ч — 42
  • Запас хода по шоссе, км — 200
  • Удельная мощность, л. с./т  — 14
  • Преодолеваемый подъём, град.  — 32°

Модификации и машины, созданные на базе ИС-8

  • Т-10А — Новое орудие Д-25ТС. Множество других прицелов, новый стабилизатор вертикальной наводки. Принят на вооружение 11 июня 1956 года.
  • Т-10Б — Новый стабилизатор и прицел наводчика. Принят на вооружение в 1957 году.
  • Т-10БК – «Командирский» вариант Т-10Б. Добавлена вторая радиостанция. Принят на вооружение вместе с Т-10Б.
  • Т-10М — Новое орудие 2А17. Новые пулеметы КПВТ. Лобовое бронирование башни возросло до 250 мм. Новый двигатель мощностью в 750 л.с. Приборы ночного видения. Противоатомная защита. Система дымовых завес. С 1962 года новая коробка передач. С 1963 года система подводного вождения, позволявшая погружаться до 5 метров. Было еще несколько дополнений, которые увеличили максимальную скорость танка до 50 км/ч. Принят на вооружение 26 сентября 1957 года.
  • Т-10МК – «Командирский» вариант Т-10М. Добавлена вторая радиостанция. Принят на вооружение вместе с Т-10М.

Машины на базе ИС-8

  • «Объект 268» — ПТ-САУ. Не принята на вооружении по причине недостаточной огневой мощи.
  • «Объект 27» — Опытная передвижная атомная электростанция. Принята на вооружение в 1960 году.
  • РТ-15 — Самоходная пусковая установка ракетного комплекса. Принята на вооружение в 1966 году.
  • «Объект 282» — Опытный советский тяжелый ракетный танк. На вооружение не принят по причине отмены всех работ над тяжелыми ракетными танками.
  • «Объект 271» — Самоходная артиллерийская установка особой мощности. Орудие калибра 406 мм. Стрелял ядерными снарядами. На вооружение не принята по причине разрушения ствола и базы танка при выстреле.
  • «Объект 273» — Самоходная 420-мм миномётная установка. Не принята на вооружение по причине слишком сильной отдачи, при которой могли повредиться некоторые элементы машины.

Фотографии танка

Память о танке

Так как ИС-8 был выпущен достаточно поздно, он сохранился во множестве городов России, Белоруссии и Украины, как в музеях, так и в качестве памятников.

  • В Белоруссии его можно увидеть в Минске и в д. Короватичи;
  • В России танк стоит на постаменте в Москве, Омске, Ульяновске и многих других городах;
  • В Украине он установлен в Луцке, Комсомольске, Кривом Роге и т.д.

Танк в культуре

ИС-8 присутствует в игре World of Tanks в качестве советского тяжелого танка 9 уровня.

comments powered by HyperComments
Evgeny Patykov
2016-04-07 07:57:08
красивый танк
banner