СУ-101 — Советская опытная средняя САУ

СУ-101 вид спереди
СУ-101 вид спереди

СУ-101 – это опытная средняя советская САУ времен Второй мировой войны, разработанная на базе шасси Т-44 и Т-34-85. Должна была заменить СУ-100.

История создания СУ-101

В 1944 году была изготовлена СУ-100 лучшая советская САУ времен Второй мировой войны. Машину не раз модифицировали, но в итоге для увеличения мощности потребовалось установить в нее более длинное орудие, что не представлялось возможным.

Тогда было решено создать новую САУ, на базе какого-нибудь из существующих танков. Было представлено множество эскизных проектов,  из которых был выбран СУ-100-М-2 – САУ на базе Т-44.

В марте 1945 года начали разрабатывать два опытных образцы: СУ-101 со 100-мм пушкой Д-10С, и СУ-102, со 122-мм пушкой Д-25С. Оба опытных образца изготовили к концу Великой Отечественной войны.

Обе машины успешно прошли заводские испытания. САУ были очень перспективными, но руководство посчитало нецелесообразным выпускать новую САУ на базе танков военного периода, не подходивших для мирного времени. Кроме того, в обеих САУ были ужасные условия для экипажа, устранить которые не представлялось возможным. В результате работы над СУ-101 были полностью прекращены, однако кое-какие решения от этих машин применялись затем в послевоенных проектах САУ.

Тактико-технические характеристики (ТТХ) СУ-101

Общая информация

  • Классификация – истребитель танков;
  • Боевая масса – 34,8 т;
  • Компоновочная схема — моторно-трансмиссионное и управления отделения спереди, боевое в рубке сзади;
  • Экипаж – 4 человека.

Размеры

  • Длина с пушкой вперёд – 7120 мм;
  • Ширина корпуса – 3110 мм;
  • Высота – 2680 мм;
  • Клиренс – 420 мм.

Бронирование

  • Тип брони — стальная катаная и литая;
  • Лоб корпуса (верх) — 90 / 63° мм/град;
  • Лоб корпуса (низ) — 90 / 53° мм/град;
  • Борт корпуса (верх) — 45 / 60° мм/град;
  • Борт корпуса (низ) — 75 / 0° мм/град;
  • Корма корпуса (верх) — 40 / 7° мм/град;
  • Корма корпуса (низ) — 20 / 60° мм/град;
  • Днище – 15 мм;
  • Крыша корпуса – 15 мм;
  • Лоб рубки — 120 / 55° мм/град;
  • Борт рубки — 90 / 0-45° мм/град;
  • Корма рубки — 40 / 7° мм/град;
  • Крыша рубки – 20 мм.

Вооружение

  • Калибр и марка пушки — 100-мм Д-10С;
  • Тип пушки – нарезная;
  • Длина ствола – 53,5 калибров;
  • Боекомплект пушки – 36;
  • Углы ВН: −2,15…+18 градусов;
  • Углы ГН: ±11,25 градусов;
  • Прицелы — телескопический ТШ-19, панорама Герца;
  • Пулемет — 12,7-мм ДШК.

Подвижность

  • Тип двигателя — V-образный 12-цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения;
  • Мощность двигателя – 500 л.с.;
  • Скорость по шоссе – 50 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 167 км/ч;
  • Удельная мощность – 14,4 л.с./т;
  • Тип подвески — индивидуальная торсионная;
  • Удельное давление на грунт – 0,88 кг/см²;
  • Преодолеваемый подъём – 34 градуса;
  • Преодолеваемая стенка – 1,2 м;
  • Преодолеваемый ров – 3,5 м;
  • Преодолеваемый брод – 1,5 м.

Память о танке

Сегодня СУ-101 можно увидеть в Бронетанковом музее в Кубинке.

Фотографии СУ-101

Танк в культуре

В игре World of Tanks СУ-101 представлена как советская ПТ-САУ восьмого уровня.

 

comments powered by HyperComments