Т-35 — Советский тяжелый танк 1931 года

Фото Т-35 в Бронетанковом музее в Кубинке
Т-35 в Бронетанковом музее в Кубинке

Т-35 – это тяжелый многобашенный советский танк, разработанный в 1931-1932 году. Стал первым серийным танком в СССР и выступал как символ мощи советской власти. Единственный в мире серийный танк с пятью башнями.

История создания

После Первой мировой практически все танковые державы имели на вооружение только легкие танки. Со временем мелкими сериями или единичными экземплярами стали выпускать сухопутные дредноуты – тяжелые бронированные многобашенные машины. Подобную машину было решено построить и в СССР.

Работы над Т-35 начались еще в 1929 году, когда был разработан первый экспериментальный проект подобной машины. В 1931 году изготовили опытный образец Т-35, назвав его Т-35-1. На осенних испытаниях в 1932 году танк показал неплохие результаты, но из-за ряда недостатков конструкторам предложили доработать проект, унифицировав некоторые детали с Т-28.

Вместе с доработкой Т-35-1 параллельно велась разработка Т-35А с удлиненной ходовой частью, малыми пулеметными башнями, увеличенными средними башнями и измененным корпусом. Именно Т-35А в итоге стал основой для серийного Т-35.

Производство одного Т-35 стоило 525 тысяч рублей – в девять раз больше, чем производство легкого БТ-5.

Тактико-технические характеристики (ТТХ)

Общая информация

  • Классификация — тяжёлый танк/танк прорыва;
  • Боевая масса – 50 т;
  • Компоновочная схема — пятибашенная, классическая;
  • Экипаж – 11 человек;
  • Количество выпущенных – 61 штука, два опытных образца.

Размеры

  • Длина корпуса – 9720 м;
  • Ширина корпуса – 3200 м;
  • Высота – 3430 м;
  • Клиренс – 530 м.

Бронирование

  • Тип брони — стальная катаная гомогенная;
  • Лоб корпуса – 30 мм;
  • Лоб корпуса (верх) – 50 мм;
  • Лоб корпуса (середина), ) – 20 мм;
  • Лоб корпуса (низ) – 20 мм;
  • Борт корпуса – 20 мм;
  • Борт корпуса (верх) – 20 мм;
  • Борт корпуса (низ) — 20 + 10 мм (фальшборт);
  • Корма корпуса – 20 мм;
  • Днище – 10-20 мм;
  • Крыша корпуса – 10 мм;
  • Лоб башни – 15 мм;
  • Борт башни – 20 мм;
  • Корма башни – 20 мм;
  • Крыша башни – 10-15 мм.

Вооружение

  • Калибр и марка пушки — 1 × 76,2-мм КТ-28, 2 × 45-мм 20К;
  • Тип пушки – нарезная;
  • Длина ствола, калибров — 16,5 для КТ-28, 46 для 20К
  • Боекомплект пушки — 96 для КТ-28, 226 для 20К;
  • Углы ВН: −5…+25 градусов для КТ-28, −8…+32 градусов для 20К;
  • Углы ГН: 360 градусов для КТ-28, 191 градус для носовой 20К, 184 градуса для кормовой 20К
  • Прицелы — ПТ-1 обр. 1932 г., ТОП обр. 1930 г.;
  • Пулемёты — 6-7 × 7,62-мм ДТ, 10080 патронов.

Подвижность

  • Тип двигателя — V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный карбюраторный жидкостного охлаждения М-17Л;
  • Мощность двигателя – 500 л.с.;
  • Скорость по шоссе — 28,9 км/ч;
  • Скорость по пересечённой местности – 14 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 100 км;
  • Запас хода по пересечённой местности – 80-90 км;
  • Удельная мощность – 10 л.с./т;
  • Тип подвески — сблокированная попарно, на горизонтальных пружинах;
  • Удельное давление на грунт – 0,78 кг/см²;
  • Преодолеваемый подъём – 20 градусов;
  • Преодолеваемая стенка – 1,2 м;
  • Преодолеваемый ров – 3,5 м;
  • Преодолеваемый брод – 1 м.

Машины на базе Т-35

  • СУ-14 – экспериментальная САУ. Отличалась от Т-35 тем, что вместо башен на нее ставилась просторная рубка с 203-мм гаубицей. После ряда модернизаций САУ получила название СУ-14-2;
  • СУ-14-1 – экспериментальная САУ , технически близкая к СУ-14. После доработки стала называться СУ-14-Бр2;
  • Т-112 – опытный средний танк на базе Т-28 с подвеской от Т-35. Остался на стадии чертежей.

Боевое применение

С 1933 года Т-35 обязательно участвовал в парадах в Москве и Киеве из-за своего весьма внушительного вида. До самого начала Великой Отечественной войны его использовали только для парадов и войсковых маневров – в боях танк не участвовал.

К началу войны в составе Красной армии находилось 48 Т-35. Большинство из них оказалось потеряно уже в первые дни боев, причем только 7 машин потеряли в бою – остальные вышли из строя самостоятельно, из-за неисправностей.

Последний раз Т-35 применяли в битве под Москвой.

В самом начале войны один Т-35 был захвачен немецкими войсками. Его точная судьба неизвестна, хотя возможно именно этот Т-35 применялся вермахтом в ходе обороны Берлина.

В свое время по огневой мощи Т-35 был самым сильным танком в мире. Однако были у него и недостатки – из-за огромных размеров и медленной скорости танк был очень легкой мишенью для артиллерии. Кроме того, танк был сложен в управлении. Именно из-за этого его постепенно перестали использовать, бросив все силы на производство более удачных и универсальных КВ.

Память о танке

Единственный сохранившийся Т-35 сегодня выставлен в Бронетанковом музее в Кубинке. Также Т-35 можно увидеть на фризе на фасаде петербургского Дома Советов.

Танк Т-35 до сих пор находится на российской медали «За Отвагу».

Фотографии танка

Танк в культуре

Т-35 можно встретить в нескольких компьютерных играх:

  • «Блицкриг II»;
  • «War Thunder»;
  • Panzer Front в качестве декорации;
  • «War Front»;
  • «Сталин против марсиан», юмористическая игра на движке Блицкрига;
  • Battlefield 1942, в игре носит название  Forgotten Hope Secret Weapon.

Также Т-35 представлены в фильме «Разгром немецких войск под Москвой», который получил Оскара за лучший документальный фильм. Вообще фильм в основном состоит из реальных военных кадров, однако кадры с Т-35 снимали отдельно, используя казанские машины.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.